Улучшение качества сна радует, как выигрыш в лотерею

Исследователи доказали: улучшение качества сна делает человека таким же счастливым, как и выигрыш в лотерею.

Недосыпание негативно сказывается на здоровье человека, становясь порой причиной развития заболеваний. Здоровый же сон улучшает самочувствие. Недавно исследователи выяснили ещё один факт: сон способен подарить человеку такое же ощущение счастья, что и выигрыш в лотерею.

Систематическое недосыпание и нарушения сна могут негативным образом сказаться на здоровье человека – например, стать причиной потери клеток головного мозга. В связи с этим учёные неоднократно напоминали о том, как важно высыпаться, и даже давали некоторые рекомендации, в чём именно лучше всего спать.

И недавно исследователи из Великобритании выяснили, что хороший сон способен повлиять на ощущение счастья и самочувствие человека так же, как и выигрыш в лотерею.

Специалисты Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) признали недосыпание одной из важнейших проблем общественного здравоохранения. Например, только в США у 50-70 миллионов человек наблюдаются нарушения сна. Некоторое время назад другие специалисты выяснили, что более трети взрослых людей постоянно недосыпают, что, вероятно, связано с ранним подъёмом на работу.

Важно помнить: недосыпание несёт за собой множество негативных последствий для здоровья и может стать причиной развития сахарного диабета, ожирения и даже шизофрении.

Более того, нарушение сна может сделать человека несчастным, поскольку такие проблемы ощутимо снижают качество жизни и продуктивность. Также систематическое недосыпание может стать причиной появления депрессии у человека.

Новое исследование учёных Уорикского университета в очередной раз подчёркивает важность здорового сна. Более того, они выяснили один интересный факт: улучшение качества сна может сделать человека таким же счастливым, как и выигрыш в лотерею.

Доктор Николь Тан (Nicole Tang) и её коллеги на протяжении четырёх лет изучали режим сна более 30 тысяч людей старше 16 лет. Специалисты анализировали количество и качество сна, а также учитывали применение испытуемыми снотворных препаратов. Учёные хотели понять, как эти параметры влияют на здоровье и самочувствие людей.

Отмечается, что команда специалистов с целью измерения своих результатов использовала опросник общего состояния здоровья (GHQ) и краткую форму оценки здоровья (SF-12).

При помощи модели линейной регрессии для каждого итога учёные скорректировали результаты с учётом потенциальных факторов, которые могли на них повлиять. Например, такие факторы включали пол, возраст и этническую принадлежность, уровень образования и статус занятности.

Согласно анализу, недостаток сна и его низкое качество могут ухудшить состояние пациентов, а также повлиять на их эмоциональный настрой. Впрочем, это было известно и до исследования. Но следующий факт может удивить: оказалось, что применение снотворных также может быть связано с такими же неблагоприятными эффектами.

Учёные выявили корреляцию между улучшением качества сна, его количеством, уменьшением дозы снотворных и повышением количества баллов в использованных шкалах. По существу, исследователи обнаружили, что улучшение качества сна на целых два балла в опроснике GHQ эквивалентно восьминедельной программе когнитивной психотерапии, цель которой — улучшить психологическое самочувствие.

Исследователи отмечают, что такие положительные показатели также сопоставимы с теми улучшениями самочувствия, которые наблюдаются у людей спустя два года после выигрыша в лотерею около 250 тысяч долларов США.

В целом, как считают учёные, самочувствие и здоровье человека в большей степени зависит от качества сна, чем от его количества.

"Наши результаты показывают, что положительные изменения сна в дальнейшем связаны с улучшением физического и психического самочувствия", — говорит Тан. Однако она отмечает, что эта научная работа носит исключительно наблюдательный характер и не доказывает причинную-следственную связь между сном и счастьем.

Исследование опубликовано в научном издании Sleep.

Добавим, что проект "Вести.Наука" часто рассказывает о самых важных исследованиях, связанных с нормализацией сна. В частности, оказалось, что отсутствие "ночного режима" в смартфонах приводит к нарушениям сна, как и чтение электронных книг с подсветкой.