Дилемма о "воскрешении": возвращение вымерших животных может выйти боком ныне живущим

Возможно, что мамонт (пусть и не точная его копия) "воскреснет" уже через два года.

Возможно, что мамонт (пусть и не точная его копия) "воскреснет" уже через два года.
Иллюстрация Wikimedia Commons.

Многие мечтают вернуть на Землю вымерших животных, например, мамонтов или птицу додо. Однако не все понимают, какие риски могут нести за собой такие программы. В недавнем исследовании были изучены все "за" и "против" подобной инициативы, и вывод учёных весьма удивил.

"Воскрешение" вымерших животных — сценарий, воплощённый в фильме 1993 года "Парк Юрского периода" — до недавнего времени считалось научной фантастикой. Но сегодня многие учёные уверены, что это вполне реально. Например, некоторые исследователи намерены осуществить подобную программу с бескрылой гагаркой спустя 200 лет после её исчезновения, а с кваггами это и вовсе уже практически удалось.

Но пока одни специалисты воодушевлены этой идеей, другие настаивают на том, что необходимо действовать очень осторожно. Всё-таки Земля обладает ограниченными ресурсами (в том числе для возрождённых видов), и в случае неправильного регулирования можно только увеличить темпы вымирания животных, которые сегодня находятся на грани исчезновения.

Кроме того, согласно недавнему анализу, финансирование, потраченное на реализацию подобных программ, могло бы пригодиться в других, даже, возможно, более значимых проектах. Но обо всём по порядку.

Сегодня во многих странах учёные готовы попробовать "воскресить" исчезнувших с лица земли существ. И хотя вряд ли большинство людей хотело бы жить рядом с динозаврами, многие из нас опечалены утратой, скажем, заботливой лягушки (род Rheobatrachus). Род был представлен всего двумя видами с малым ареалом, и оба с относительно недавних пор считаются вымершими.

Например, вид R. silus был уникален тем, что самки этого вида вынашивали детёнышей в желудке (когда развитие лягушат заканчивалось, самка просто отрыгивала их наружу).

Многим наверняка хотелось бы вновь вернуть на планету сумчатых волков.

Но какова истинная выгода от такого восстановления вымерших популяций? Ведь их территории теперь заняты другими видами. Во-первых, сторонники этой идеи утверждают, что подобные программы могут помочь, например, раскрыть секреты древних ДНК, что в дальнейшим может пригодиться науке. Также эти программы, возможно, помогут вернуть утраченное биоразнообразие нашей планеты.

Конечно же, идею "воскрешения" нельзя назвать новой, но наука сделала её реальной. Так, ранее в этом месяце знаменитый генетик из Гарвардского университета Джордж Чёрч заявил, что ему необходимо всего лишь два года на создание гибридного эмбриона шерстистого мамонта и слона. Напомним, что мамонтов не существует на Земле уже порядка 4000 лет.

В данном случае стоит ожидать появления на свет слона с признаками мамонта, а не полноценное древнее существо.

(Кстати, ранее даже озвучивалась идея возрождения неандертальцев).

Все подобные работы стоят огромных денег. В связи с этим некоторые эксперты задают вопрос: возможно, благоразумнее было бы потратить эти средства на защиту существующих сегодня животных, которые по разным причинам уже находятся на грани вымирания? Так, многие существа, которые, казалось бы, широко распространены на планете, рискуют уже завтра получить звание "вымерших": жирафы, восточные гориллы, носороги и даже слоны.

В ходе недавнего исследования учёные изучили финансирование возможных программ по "воскрешению" вымерших животных. В частности, специалисты подсчитали, что стоимость восстановления и защиты (иначе нет смысла в проделанной работе) 11 вымерших видов в Новой Зеландии – восьми птиц, двух растений и одной лягушки – это эквивалент суммы, необходимой для сохранения 31 существующего вида.

В Новом Южном Уэльсе (штат Австралии) финансирование на возрождение пяти вымерших видов (двух птиц, двух растений и одного сумчатого животного) может пойти на сохранение 42 видов, которые пока ещё являются нашими "современниками".

"Если сохранение биоразнообразия является истинной целью, лучше потратить деньги на живых, чем мертвых", — считает ведущий автор исследования Джозеф Беннетт (Joseph Bennett) из Карлтонского университета.

Правда, финансирование – не единственная проблема. Тех же шерстистых мамонтов уже давно не существует на планете. И тут возникает новый вопрос: откуда людям знать, выживут ли они в новых и уже совершенно других условиях окружающей среды? К тому же гибрид мамонта и слона будет всё-таки аналогом, а не точной копией оригинала, так что, возможно, возникнут серьёзные споры по поводу значимости программ сохранения этого животного.

Всё это не означает, по словам экспертов, что заниматься возрождением вымерших существ не стоит. Поскольку за всеми этими попытками стоит простое человеческое желание исправить ошибки, восстановить то, что было разрушено. Тем не менее в стремлении вернуть утраченное не должны быть упущены те существа, которые нуждаются в защите сегодня.

Результаты исследования опубликованы в научном издании Nature Ecology & Evolution.