Первыми ядовитыми существами на Земле оказались предки млекопитающих

Самое древнее ядовитое животное по размерам походило на современную собаку и обитало на планете около 260 миллионов лет назад.

Иллюстрация Wits University.

В черепе тероцефала эучамберсия выявлены полости для ядовитых желёз: они расположены в верхней челюсти сразу за передними зубами и связаны с клыками и ртом.

Фото Wits University.

Говоря о ядовитых животных, большинство из нас вспомнит змей, насекомых или рыб. Ядовитых млекопитающих сегодня известно не так много, однако миллионы лет назад именно они преобладали на планете. Более того, самым древним ядовитым существом оказался именно предок млекопитающих, а не рептилий.

Говоря о ядовитых животных, большинство из нас вспомнит змей, насекомых или рыб. Ядовитых млекопитающих, которые сегодня считаются боковыми ветвями эволюции, на Земле осталось не так много (это щелезубы, толстые лори и утконосы). Однако миллионы лет назад именно они преобладали на нашей планете.

Ранее исследователи реконструировали останки доисторического животного, известного как бизоналвеус брауни. Эти млекопитающие жили на Земле порядка 60 миллионов лет назад и обладали нижними клыками со специальными каналами, по которым во время охоты в тело жертвы проникал яд.

Однако результаты нового исследования доказали, что это не самое древнее ядовитое млекопитающее. На это звание претендует тероцефал эучамберсия (Euchambersia mirabilis), останки которого палеонтологи обнаружили в провинции Восточный Кейп (ЮАР).

Это животное по размерам походило на современную собаку и обитало на планете около 260 миллионов лет назад – ещё до появления млекопитающих. Впрочем, и змеи стали ядовитыми на 100 миллионов лет позже, отмечают в пресс-релизе палеонтологи из университета Витватерсранда.

Южноафриканские учёные исследовали костные останки, найденные в пустыне Кару в 1932 и в 1966 годах. Современные методы помогли узнать больше о тероцефале эучамберсия. В частности, при помощи компьютерной томографии и технологии получения 3D-изображений было установлено, что ископаемое позвоночное было ядовитым.

В черепе животного выявлены полости для ядовитых желёз: они расположены в верхней челюсти сразу за передними зубами и связаны с клыками и ртом. В жертву яд проникал при укусе через гребни на внешней стороне клыков, отмечают исследователи.

"Они оказались самыми древними из всех найденных останков ядовитых позвоночных. Причём, и это самое поразительное, мы никак не ожидали, что именно такие виды могут принадлежать к числу ядовитых. Ныне своими ядовитыми укусами известны змеи, но следы их останков теряются на отметке 167 миллионов лет назад", — отмечает соавтор работы Жюльен Бенуа (Julien Benoit).

А судя по тому, что тероцефал эучамберсия не отличался крупными размерами (длина черепа составляет около 10 сантиметров), вероятно, яд помогал животному не только охотиться, но и защищаться от более крупных хищников.

Полный текст исследования опубликован в журнале PlosOne.

Напомним, что ранее останки самых ранних предков млекопитающих были обнаружены в Китае.