Новый союзник: "озлобленную" бактерию превратили в борца с раком

Метод борьбы с опасной опухолью при помощи сальмонеллы опробован на мышах. Но через несколько лет учёные обещают приступить к клиническим испытаниям.

Иллюстрация NIAID/Wikimedia Commons.

Исследователи уже давно пытаются найти способ заставить иммунную систему атаковать рак. На этот раз учёные попробовали заразить "врага" генетически модифицированными бактериями сальмонеллы, чтобы организм уничтожал их, а заодно и опасную опухоль.

Иммунная система не распознаёт раковые клетки, поскольку они не являются чужеродными "захватчиками". По этой причине собственная защита человека буквально слепа перед страшным заболеванием. Исследователи уже давно пытаются найти способ заставить иммунную систему атаковать опухоли. На этот раз они попробовали заразить непомерно разрастающиеся ткани "воинственными" бактериями.

Недавно специалисты из Университета Кванджу (Южная Корея) модифицировали сальмонеллы (Salmonella). Сделано это было с целью вызвать сильнейший иммунный ответ против раковых клеток человека, внедрённых в тела лабораторных мышей.

Иными словами, исследователи генетически изменяли бактерию, а затем внедряли её в организм мышей, больных раком. Методика привела к уничтожению опухолей у более половины подопытных животных. Если технология окажется эффективной и в испытаниях на людях, то она значительно продвинет вперёд область бактериальной раковой терапии. Но обо всё по порядку.

Исследователи сообщают, что изначально они работали над двумя проектами – разработка вакцины против определённого типа бактерий, который заражает моллюсков, и испытанием вредоносных микроорганизмов в качестве средства борьбы с онкологией.

Специалисты заметили, что бактерии вида Vibrio vulnificus, атаковавшие моллюсков, производят белок FlaB. Последний вызывает сильную иммунную реакцию. После этого наблюдения они генетически модифицировали обыкновенную бактерию сальмонеллы таким образом, что она тоже смогла вырабатывать этот же белок.

Сальмонелла по своей природе процветает в обеднённых кислородом тканях, а они присутствуют в большинстве опухолей. Поэтому её и стали изучать в качестве истребителя рака, которого можно направить прямо внутрь поражённых тканей.

Специалисты провели серию экспериментов: они внедрили "воинственную" бактерию 20 мышам с человеческим раком толстой кишки. Три дня спустя учёные обнаружили, что, хотя организм мышей избавился от бактерий в печени, лёгких и селезенки, раковые ткани в их толстой кишке были "заполнены" сальмонеллой.

Спустя ещё некоторое время после процедуры у 11 из 20 грызунов не было обнаружено признаков опухоли. Контрольная группа мышей, заражённых бактериями без белка FlaB, в итоге умерла от рака.

Затем эксперты приступили к ещё одному эксперименту: они трансплантировали метастазирующие раковые клетки человека прямо в организм лабораторных грызунов. Восемь мышей лечили при помощи генетически изменённой сальмонеллы, шесть – бактериями, которые не вырабатывали FlaB. Ещё семь больных грызунов не лечили вовсе.

Спустя 27 дней у второй и третьей группы животных были обнаружены многочисленные метастазы. При этом у первой группы в общей сложности было всего лишь четыре или менее опухоли, некоторые из которых не показали никаких признаков метастазирования.

Результаты работы подробно описаны в статье научного журнала Science Translational Medicine.

В дальнейшем исследователи будут продолжать совершенствовать технологию. И в течение ближайших нескольких лет намерены провести клинические испытания методики на людях.

Добавим, что ранее российские химики синтезировали молекулу, которая поборется с устойчивым к химиотерапии раком. Также медики нашли способ остановить распространение рака по внутренним органам.