Ребро динозавра подарило самый древний образец мягких тканей

На микрофотографии различимы очертания кровеносного сосуда. Тёмные пятна внутри √ гематит √ минерал, который мог образоваться из клеток крови динозавра и способствовал сохранению коллагена.

Фото Robert Reisz.

Фото Robert Reisz.

Фото Mary Schweitzer.

Окаменелые останки бедренной кости брахилофозавра.
Мягкие ткани динозавра являются самой желанной находкой для любого палеонтолога. На этот раз ребро длинношеего травоядного исполина, который жил около 195 миллионов лет назад, подарило учёным образцы белка из сосудистых каналов, которые являются самыми древними из когда-либо обнаруженных.

Динозавры доминировали на нашей планете на протяжении более чем 160 миллионов лет. Человечеству пока об этом можно только мечтать, и нам не дают покоя вопросы, касающиеся того, какими на самом деле были эти загадочные гиганты, как протекала их жизнь и что же, в конце концов, погубило их на самом деле.

На протяжении многих лет единственным источником информации о динозаврах были их окаменелые останки, в основном кости. И только в последние десятилетия, не без помощи технического прогресса, учёные начинают находить всё новые образцы мягких тканей. Каждая такая находка ввиду своей редкости становится настоящей сенсацией в мире палеонтологии и даёт надежду на раскрытие новых секретов древних исполинов.

На этот раз удача улыбнулась команде палеонтологов из Тайваня и Китая при участии крупного канадского специалиста Роберта Рейша (Robert R. Reisz) из Университета Торонто. Последний, к слову, уже засветился в новостях научного мира с такого рода находками.

На этот раз исследователи обнаружили внутри окаменелого ребра длинношеего травоядного люфенгозавра следы коллагена – основного белка соединительных тканей животных.

По имеющимся данным люфенгозавры обитали на территории современного Китая в эпоху раннего юрского периода. Во взрослом состоянии они достигали в длину 6-8 метров. Исследуемый образец принадлежал ящеру, который расхаживал по Земле около 195 миллионов лет назад.

"Мы показали наличие сохранившегося белка в окаменелых останках динозавра возрастом 195 миллионов лет, и это на 120 миллионов лет больше, чем в любом предшествующем открытии", — рассказывает профессор Рейш.

Косой срез ребра люфенгозавра под микроскопом.

Отдельно стоит сказать о методе обнаружения, которым стала одна из разновидностей Фурье-инфракрасной спектроскопии с использованием фотонного пучка. С его помощью анализ образцов белка проводили без извлечения из окаменелости, что позволило сохранить её в первозданном виде. Этот метод позволяет определять, в частности, химический состав объекта.

Так учёные обнаружили внутри кости крошечные каналы, которые были приняты за остатки кровеносных сосудов. Именно в них и были найдены фрагменты коллагена.

Интересно, что внутри предполагаемых кровеносных сосудов также присутствовал минерал гематит. По мнению авторов работы, он вполне мог образоваться из богатых железом клеток крови динозавров. В своей статье, опубликованной в журнале Nature Communications, учёные отмечают, что именно его присутствие могло стать решающим фактором сохранения коллагена.

Стоит отметить, что последний успех профессора Рейша и его команды не единственный в своём роде. Совсем недавно, на этот раз в издании Journal of Proteome Research, вышла ещё одна статья, в которой описывается обнаружение и исследование коллагена в окаменелых останках другого динозавра.

Окаменелые останки бедренной кости брахилофозавра.

Авторы работы во главе с палеонтологом Мери Швейцер (Mary Schweitzer) из Университета Северной Каролины описывают анализ образцов из бедренной кости брахилофозавра (Brachylophosaurus canadensis), обитавшего на территории современного штата Монтана около 80 миллионов лет назад. Как сообщается в пресс-релизе исследования, новые данные подтверждают результаты исследования того же самого образца, проведённые в 2009 году, которые в своё время считались спорными.

Глядя на успехи учёных, у кого-то может возникнуть вопрос, как скоро откроется первый "Парк юрского периода". Палеонтологи уверяют, что такое событие всё ещё сложно представить себе в обозримом будущем. А вот появление новых открытий в области эволюционного развития древних ящеров явно не за горами.