Чудодейственный акулий антибиотик защитит людей от болезни Паркинсона

Колючая акула или катран √ редкий вид, который скваламин защищает от вирусов и болезней.

Фото с сайта oceana.org.

Тельца Леви √ патологические белковые образования внутри нейронов. Окрашивание на альфа-форму белка синуклеина выделяет тельце Леви в нейроне.

Фото Wikimedia Commons

Международная команда медиков создаёт новый препарат от болезни Паркинсона и деменции на основе стероидного антибиотика, который вырабатывают организмы акул. Впрочем, самим рыбам это открытие никак не угрожает.

Международная команда учёных представила новый способ лечения болезни Паркинсона, который основывается на необычном открытии. Оказалось, что в борьбе с этим заболеванием может помочь стероидный антибиотик скваламин, который вырабатывают организмы колючих акул (или катранов).

Это соединение было обнаружено у акул в 1993 году учёными из Джорджтаунского университета, которые уже через два года синтезировали его в лабораторных условиях. Параллельно они выявили его противомикробные и противоопухолевые свойства. Та же команда, к слову, приняла участие и в новом исследовании.

Скваламин защищает колючих акул от вирусов, атакующих печень и кровь. Их долголетие (а катраны считаются долгожителями среди акул) также связывают с наличием этого антибиотика в организме.

В медицине скваламин известен как противовирусное средство – ранее его тестировали в качестве препарата от рака и болезней глаз.

В ходе новой работы, которую возглавили специалисты из Кембриджского университета, команда синтезировала искусственный скваламин, чтобы не подвергать угрозе колючих акул, которые и так находятся на грани вымирания.

"Полученный нами стероид идентичен натуральной молекуле, — рассказывает соавтор исследования профессор Майкл Заслофф (Michael Zasloff). – Мы получаем вещество в виде белого порошка. В клинических испытаниях на людях оно будет использоваться как таблетки для приёма внутрь".

В ходе исследования учёные генетически запрограммировали червей вида Caenorhabditis elegans на чрезмерную выработку белка альфа-синуклеина. Известно, что этот белок при болезни Паркинсона и деменции с тельцами Леви скапливается в нервных окончаниях, нарушая их работу и постепенно убивая клетки.

Небольшие скопления белка клетки способны "переварить" сами, если система удаления отходов не перегружена. Но "массовые" накопления им одолеть не под силу. В этом и помогает скваламин, вытесняющий белок из клеточных мембран, поясняет Заслофф.

Он действует благодаря заряду: у молекул антибиотика он положительный, как и у альфа-синуклеина. В итоге он притягивается к отрицательно заряженной поверхности клетки, вытесняя таким образом провоцирующий болезнь белок.

Специально выведенных червей, вырабатывающих повышенное количество альфа-синуклеина, по мере его накопления всё больше сковывал мышечный паралич, но введение скваламина предотвратило этот процесс.

Ранее, напомним, было установлено, что болезнь Паркинсона может зарождаться в кишечнике и только затем проникать в мозг: у многих пациентов наблюдаются проблемы с ЖКТ ещё до проявления симптомов Паркинсона. Как сообщают авторы последней работы, предстоящее клиническое испытание препарата на основе скваламина будет сосредоточенно именно на этой гипотезе: учёные хотят понять, как скваламин сможет повлиять на работу ЖКТ и, соответственно, на развитие болезни.

В то же время, пока неизвестно, как на препарат отреагирует периферическая нервная система, на работе которой болезнь также отражается. "Во многих отношениях скваламин даёт нам преимущество, но не окончательное решение проблемы, — отмечает соавтор работы профессор Кристофер Добсон (Christopher Dobson). – Болезнь Паркинсона имеет много симптомов, и мы надеемся, что либо это соединение, либо производное на его основе с подобным механизмом действия сможет облегчить по крайней мере некоторые из них".

Выводы, опубликованные в статье исследователей, которая вышла в научном издании PNAS, пока являются предварительными. Однако учёные надеются, что их работа поможет в будущем создать новые методы лечения болезни Паркинсона и возрастной деменции.

Кстати, авторы работы уже призвали экологов "присматривать" за катранами, опасаясь, что их статья повлияет на нелегальный промысел. "Количество скваламина в тканях колючих акул, даже в печени, является довольно низким. Я опасаюсь, что азиатские промыслы среагируют на наш отчёт и откроют охоту на этот вид", — добавляет Заслофф.

Акулье мясо широко употребляется в пищу во многих странах мира, особенно в Азии, а в последние годы набирает обороты тенденция использования акулятины для фастфуда. Кроме того, катраны являются объектом спортивного и любительского рыболовства.

Напомним, что ранее морские биологи выяснили: каждая акула имеет свой характер и "социальную позицию", а также обнаружили в органах чувств акул лучший проводящий протоны материал.