Всё выше и выше: солнцелёт впервые покорит стратосферу Земли

Прототип аппарата SolarStratos, на котором Рафаэль Домьян совершит исторический полёт.

Фото Zeppelin/SolarStratos.

Во время полёта преобразовывать солнечный свет в энергию будут фотоэлементы, общая площадь которых составила 22 квадратных метра.

Фото Zeppelin/SolarStratos.

Швейцарскому пилоту Рафаэлю Домьяну предстоит совершить полёт в специальном костюме и скафандре, чтобы перенести резкую смену температуры и давления.

Фото Zeppelin/SolarStratos.

После легендарной кругосветки солнцелёта Solar Impulse 2 многие задумались о новых возможностях путешествий на альтернативных источниках энергии. Не так давно стало известно, что в феврале 2017 года повторить успех самолёта попытается судно на солнечных батареях Solar Impulse of the Sea.

И вот теперь о ещё одном историческом путешествии заявил швейцарец Рафаэль Домьян (Raphaël Domjan): сторонник экологических движений и использования энергии солнца собирается покорить в прямом смысле новые высоты — стратосферу Земли. Совершить грандиозное путешествие в сторону границы космоса он планирует на солнцелёте под названием SolarStratos.

Напомним, что стратосфера представляет собой слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 километров (границей космоса считается высота более 100 километров).

Полёты в стратосфере осуществлялись уже с 1930-х годов на стратостатах. Сегодня боевые и сверхзвуковые коммерческие самолёты летают в стратосфере на высотах до 20 километров, так как там более стабильные лётные условия. Высотные метеозонды поднимаются до 40 километров, а рекорд для беспилотного аэростата составляет почти 52 километра.

На днях на аэродроме в городке Пайерн устройство SolarStratos было официально представлено общественности и стали известны его технические характеристики. Длина одномоторного самолёта составляет 8,5 метра, размах крыльев – 24,8 метра, а вес – 450 килограммов. Солнечный свет в энергию будут преобразовывать фотоэлементы, общая площадь которых составила 22 квадратных метра. Тягу солнцелёту обеспечит 32-киловаттный электродвигатель, работающий от литиево-ионного аккумулятора мощностью 20 киловатт-часов.

Во время полёта преобразовывать солнечный свет в энергию будут фотоэлементы, общая площадь которых составила 22 квадратных метра.

Отправиться в путь Домьян планирует не позже 2018 года. По его словам, основная цель полёта – подняться на высоту 25 тысяч метров. "Это фантастический сон, который мы воплощаем с открытыми глазами", — добавил пилот.

К слову, тот самый Solar Impulse 2, вдохновивший Домьяна, базировался в соседнем ангаре на том же аэродроме. Его пилоты Бертран Пикар и Андре Боршберг установили в ходе своей кругосветки ряд рекордов, однако до стратосферы не добрались.

Хотя Solar Impulse 2 и SolarStratos схожи по принципу питания, выглядят они совершенно по-разному: второе судно почти в три раза меньше по размаху крыльев. Максимальная длительность автономного полёта у SolarStratos также уступает "старшему брату" – 24 часа. Зато высоту он может набирать в три раза большую, чем Solar Impulse 2.

Кстати, разница в стоимости проектов также ощутима: Домьяну, по приблизительным подсчётам, потребуется скромные 10 миллионов американских долларов, в то время как бюджет Пикара и Боршберга был в 17 раз больше.

Впрочем, за два года с момента начала строительства (к слову, осуществляет его специалист по солнечной авиации компания PC-Aero) проект SolarStratos привлёк лишь 5 миллионов инвестиций, и Домьян по-прежнему находится в поиске спонсоров. Вероятно, поэтому и была проведена официальная церемония представления проекта публике.

Проект пока вызывает определённый скепсис как с экологической, так и с технической точки зрения. Как известно, заряд аккумуляторов от общественной электросети сложно назвать "зёлёной" альтернативой обычным полётам (для получения энергии в этом случае всё так же сжигается ископаемые виды топлива), а мощности одних только фотоэлементов может и не хватить для полноценного "чистого" полёта в стратосферу.

Тем не менее специалисты в предвкушении получения новой информации: они впервые узнают, как поведут себя солнечные элементы на такой большой высоте и как солнцелёт "перенесёт" 70-градусный мороз и давление, составляющее всего 5% от земного.

Первый тестовый полёт SolarStratos запланирован на вторую половину 2017 года: аппарат должен будет взять высоту в 9420 метров, побив рекорд Бертрана Пикара.

Швейцарскому пилоту Рафаэлю Домьяну предстоит совершить полёт в специальном костюме и скафандре, чтобы перенести резкую смену температуры и давления.

По задумке Домьяна, полноценный полёт в стратосферу, который должен состояться в 2018 году, продлится пять часов. Из них два часа уйдут на набор высоты, 15 минут – на полёт в стратосфере и 3 часа – на последующее приземление.

Конечная цель проекта – создание к 2021 году коммерческой версии летательного аппарата, способного выводить в стратосферу пилота и двух пассажиров.

Напомним, что ранее громкий рекорд установил австриец Феликс Баумгартнер, совершив прыжок из стратосферы с высоты 38710 метров.