Глобальное потепление в Арктике и Антарктике подтвердили великие мореплаватели прошлого

Дневники великих мореплавателей прошлого подтверждают общую тенденцию таяния льдов в Арктике и Антарктике.

Дневники великих мореплавателей прошлого подтверждают общую тенденцию таяния льдов в Арктике и Антарктике.
Фото AWeith/Wikimedia Commons.

Маршруты трёх экспедиций Джеймса Кука.

Маршруты трёх экспедиций Джеймса Кука.
Иллюстрация Jon Platek/Wikimedia Commons.

18 января 1912 года. Последняя фотография экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон, Генри Бауэрс, Эдгар Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс Отс.

18 января 1912 года. Последняя фотография экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон, Генри Бауэрс, Эдгар Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс Отс.
Фото Henry Bowers/Wikimedia Commons.

Дневники великих мореплавателей прошлого подтверждают общую тенденцию таяния льдов в Арктике и Антарктике.
Маршруты трёх экспедиций Джеймса Кука.
18 января 1912 года. Последняя фотография экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон, Генри Бауэрс, Эдгар Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс Отс.
Чтобы понять масштабы климатических изменений, необходимо сравнивать текущую ситуацию с прошлыми столетиями. И тут на помощь приходят судовые журналы и дневники великих мореплавателей, которые содержат редкие, но часто очень подробные сведения, повествующие о климате нашей планеты.

С начала периода великих географических открытий до захватывающей гонки, которая развернулась между экспедициями Руаля Амундсена и Роберта Скотта на пути к покорению Южного полюса, дух авантюризма и жажда странствий обернулись катастрофой для многих мореплавателей и путешественников. Но их смерть не оказалась напрасной. Для современных учёных дневники и судовые журналы первооткрывателей являются бесценным источником сведений о климате прошлых веков, которые позволяют проследить изменения на протяжении столетий.

Например, пассажиры роскошного 850-футового лайнера Crystal Serenity, которые этим летом путешествовали из Аляски в северную Атлантику по Северо-Западному проходу, вряд ли подозревали, что в аналогичный период 1778 года экспедиция капитана Джеймса Кука была остановлена настоящей ледяной стеной, на которую моряки натолкнулись к северу от Берингова пролива. Сегодня в этих местах можно наслаждаться мягким арктическим летом. Но согласно дневникам Кука, в 18-м веке его люди, пытаясь найти северный путь в обход Канады, страдали от чудовищного мороза и требовали дополнить сокращённый рацион мясом моржей.

Эти данные поставил математик Гарри Стерн (Harry Stern) из Университета Вашингтона, который сравнивает информацию из дневников Кука, а также других исторических документов, с данными метеорологических спутников, чтобы проследить изменение ледового покрова в Чукотском море на протяжении трёх веков.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Polar Geography, подтверждают значительное сокращение ледового покрова. При этом предыдущий анализ был основан на записях в судовых журналах не ранее 1850 года.

Старые данные помогают исследователям уточнить, какие условия были на Земле до начала глобального потепления, и как проходило естественное изменение климата до развития промышленности.

Мореплаватели достигали берегов Аляски и ранее, но капитан Кук был первым, кто наложил на карты границу полярных льдов. По приказу короля Георга III прославленный первооткрыватель пытался найти кратчайший путь из Европы на Дальний Восток через Атлантический океан и полярные широты, но в итоге был вынужден повернуть в сторону Гавайских островов, где был убит местными жителями 14 февраля 1779 года.

Маршруты трёх экспедиций Джеймса Кука.

Анализ Стерна показывает, что на протяжении 200 лет со времени экспедиции Кука ледяной покров в Чукотском море колебался, но неизменно возвращался к тем же границам, где с ним впервые столкнулась экспедиция английского капитана.

"В принципе со времен Кука до 1990-х годов вы должны были рассчитывать на то, что в августе увидите границу ледяного покрова где-то в районе 70-го градуса северной широты, – говорит Стерн. – Но теперь край льда сместился на сотни миль дальше на север".

Со времён экспедиции Кука мореплаватели пытались использовать Северо-Западный проход. Но записи в судовых журналах китобоев, рыбаков и официальных экспедиций показывают, что до сих пор эти воды не знали таких тёплых периодов как сейчас.

Лишь в последние 30 лет полярная ледяная шапка на севере сократилась более чем на 60 процентов. Именно это позволяет лайнеру Crystal Serenity совершать круиз из Анкориджа в Нью-Йорк за 32 дня.

Но не только арктический лёд вызывает беспокойство у экологов. Аналогичная тенденция прослеживается и в Антарктике, хотя этот регион принято считать менее чувствительным к изменению климата. По современным оценкам ледяной покров здесь сокращается на 159 миллиардов тонн в год.

Для того чтобы проследить историческое развитие ситуации, команда исследователей из Университета Рединга обратилась к судовым журналам первых покорителей Антарктики, в том числе и великих героических неудачников Роберта Скотта и Эрнеста Шеклтона (именно их всего на несколько недель опередила экспедиция официального первооткрывателя Южного Полюса Руаля Амундсена). Благодаря собранным ими данным современные учёные определили, что с начала 20 века антарктические льды подтаяли примерно на 14%.

18 января 1912 года. Последняя фотография экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон, Генри Бауэрс, Эдгар Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс Отс.

"Миссия Скотта и Шеклтона осталась в истории как героическая неудача, но собранные этими и другими исследователями прошлого данные бесценны для определения долгосрочной перспективы колебаний линии антарктического морского льда, — рассказывает ведущий автор исследования доктор Джонатан Дей (Jonathan Day) в пресс-релизе университета. – Мы знаем, то за последние 30 лет спутниковых наблюдений морской лёд в этом регионе несколько вырос, и учёные боролись за то, чтобы понять, почему так происходит. Но исторические данные показывают нам, что общая тенденция в контексте глобального потепления всё равно сохраняется".

Статья с результатами исследования доктора Дея и его коллег опубликована в издании The Cryosphere. Учёные отмечают, что Южный океан всегда был "чёрной дырой" в плане исторических климатических данных. В будущем исследователи планируют приступить к восстановлению и анализу судовых журналов военно-морских и китобойных судов в надежде добыть новую ценную информацию, которая поможет спрогнозировать будущее нашей планеты.