Трагическая смерть: оперённый динозавр умер, отчаянно пытаясь высвободиться из грязевой ловушки

Образцы мягких тканей динозавров, сохранившиеся в течение десятков миллионов лет, долго оставались загадкой для исследователей.

Иллюстрация Zhao Chuang.

Фото Junchang Lu.

Животное бродило по Земле незадолго до падения метеорита, уничтожившего, по одной из версий, всех крупных динозавров.

Останки ранее неизвестного вида оперённых динозавров с необычным гребнем.
Китайские строители неожиданно сами для себя нашли останки необычного динозавра с костяным гребнем на голове. Животное прозвали "грязным драконом". Поскольку он незадолго до своей смерти, по всей видимости, застрял в грязи, но так и не сумел из неё выбраться.

Недавно китайские строители неожиданно сделали революционное открытие в мире палеонтологии: они обнаружили на юге страны новый вид оперённых динозавров.

Животное обитало на планете порядка 66-72 миллионов лет назад, то есть прямо перед падением гигантского метеорита на Землю, после которого, по одной из версий, большие динозавры вымерли. Отметим, что, учёные давно спорят, что же именно погубило ужасных ящеров: возможно, что роль в этом сыграли вулканы и даже тёмная материя.

Но вернёмся к новому открытию. К китайским коллегам подключились исследователи из Великобритании. В итоге все вместе они назвали новый вид Tongtianlong limosus, или "грязевой дракон по дороге к небу" – таким поэтическим способом описывается последние мгновения жизни животного перед смертью. Тело динозавра, вероятно, погрязло в грязи, рассказывают палеонтологи. При этом его шея вытянулась вперёд, то есть животное, по всей видимости, пыталось вырваться на свободу из природной ловушки.

Фото Junchang Lu.

"Останки нового динозавра – одни из самых красивых и вместе с тем печальных окаменелостей, которые я видел, — говорит всемирно известный палеонтолог Стив Брюсатт (Steve Brusatte) из Университета Эдинбурга. – Но нам повезло, что "дракон" застрял в грязи, поскольку его скелет – один из лучших экземпляров среди динозавров, которые обитали на протяжении последних нескольких миллионов лет до падения метеорита, изменившего мир в один миг".

T. limosus принадлежит к отряду двуногих оперённых динозавров, называемых овирапторозаврами. Подобные древние существа обладали небольшой головой, у них отсутствовали зубы, однако был достаточно острый "клюв". За последние десятилетия были обнаружены несколько подобных видов в Северной Америке и Азии, их размеры варьировались от полутора метров до чуть более чем шести метров.

"Грязевой дракон" стал уже шестым представителем овирапторозавров, обнаруженным в Ганьчжоу, на юге Китая. Существо было размером с крупную овцу или маленького осла, отмечают исследователи.

Одной из отличительных особенностей "грязного дракона" стал костяной гребень, который ранее находили у некоторых представителей этого инфраотряда. Вероятно, такой декоративный элемент предназначался для привлечения самок и запугивания соперников.

"Такие хохолки похожи на рога, присутствующие у сегодняшних млекопитающих. Часто различные млекопитающие обладают разными типами рогов, и это помогает определить разницу между видами. То же самое и с овирапторозаврами. T. limosus обладал куполообразным хохолком – достаточно простым, выпуклым, немного смахивающим на шлем", — говорит Брюсатт в интервью сайту National Geographic.

Существование столь большого разнообразия в видах овирапторозавров, обитающих в одном регионе нынешнего Китая, предлагает учёным по-новому взглянуть на закат эры динозавров.

"Они диверсифицируются, становятся разнообразнее, в течение нескольких миллионов лет до того, как метеорит упал на Землю. То есть динозавры чувствовали себя вполне хорошо до этого времени, появлялись новые виды, и они всё так же доминировали в экосистемах", — отмечает Брюсатт.

В то время места на юге Китая были "очень динамической и активной средой", добавляет он. Там было много густых и дремучих лесов с множеством рек и озёр, где помимо овирапторозавров обитали и виды тираннозавров, например, рода Qianzhousaurus – большие травоядные зауроподы, а также утконосые гадрозавры.

Исследователи предполагают, что появление множества видов овирапторозавров в одном и том же регионе было вызвано эволюционной радиацией, когда организмы быстро эволюционируют, развивая черты, позволяющие им лучше адаптироваться и процветать в разных экологических нишах.

Например, овирапторозавры – это тероподы, которые произошли от плотоядных динозавров, похожих на тираннозавров и велоцирапторов. Но крылатые существа спустя время потеряли свои зубы, заменив их на клювы. Соответственно, изменился тип продуктов, которые они могли употреблять в пищу.

"Сегодняшние птицы могут использовать свои клювы для самых разных способов добычи себе пропитания. Так что вполне возможно, что овирапторозавры были всеядны: и разные виды питались разными типами пищи", — рассуждает Брюсатт. Некоторые обладали толстыми клювами и мощными челюстными мышцами. Это говорит о том, что они, вероятно, могли открывать раковины и поедать моллюсков. Другие вполне могли быть и травоядными существами.

По словам Брюсатта, пока исследователи не могут точно ответить на вопрос, какую пищу употреблял T. limosus. В этом помогут разобраться дальнейшие исследования.

Фото Junchang Lu.

Описание нового вида было опубликовано в научном издании Scientific Reports.

Добавим, что ранее "Вести.Наука" рассказывали об открытии нового вида динозавра с абсурдно короткими конечностями. Кроме того, палеонтологи недавно выяснили, для чего протоцератопсу нужно было костяное "жабо".