Первые жесты детей рассказывают о дальнейшем развитии у них речи

Дети начинают общаться с другими людьми гораздо раньше, чем скажут своё первое слово. И очень важно не упустить и распознать это доязыковое общение, считают учёные.

Дети начинают общаться с другими людьми гораздо раньше, чем скажут своё первое слово. И очень важно не упустить и распознать это доязыковое общение, считают учёные.
Иллюстрация Global Look Press.

Многие думают, что развитие речи ребёнка начинается с первого слова, которое он произносит. Но это не совсем так. Оказалось, что и более ранние формы доязыкового общения тоже важны. И родителям очень важно их не пропустить.

Первые жесты малышей – это надёжный и важный показатель того, как хорошо их речь будет развиваться чуть позже, считают учёные из Манчестерского университета. И понимание ранней формы общения даст родителям возможность помочь ребёнку и поддержать его успехи в дальнейшем обучении речи, уверены специалисты.

Многие родители думают, что первое слово ребёнка – один из самых важных этапов в процессе обучения малыша устному общению. Однако исследование британцев показало, что и более простое поведение (удерживание предметов для демонстрации или предложения поделиться) очень важны.

По словам профессора Елены Ливен (Elena Lieven), директора Международного центра речи и развития коммуникации (LuCiD) при Манчестерском университете, дети могут совершать больше попыток для общения, чем многие из нас думают, и делать это уже в раннем возрасте.

"Понимание такого раннего поведения даст родителям возможность успешно поддержать развитие речи у своих детей. Понимание жестов малышей может быть столь же важным, как и понимание их ранней речи", — считает она.

Исключительность людей состоит среди прочего в том, что они могут общаться с помощью своеобразного обмена вниманием, говорят учёные. Например, когда один человек показывает другому интересный объект. И то, как развивается этот навык, имеет решающее значение для будущих процессов человеческого познания и развития речи. Обмен вниманием начинается несколько раньше других форм общения, включая процесс говорения. И оно имеет прямое влияние на развитие речи, но достаточно часто остаётся незамеченным этапом в жизни ребёнка, добавляют учёные.

До настоящего момента многие исследования в основном фокусировались на использовании ребёнком указательного пальца. Например, когда он начинает им указывать на какие-либо предметы. Такая форма раннего общения проявляется примерно на 10-12-м месяце. Однако исследователи обратили своё внимание на ещё более раннюю форму предваряющую языковое поведение. Их исследование было основано на анализе общения детей и их воспитателей.

Учёные снимали на видео то, как воспитатели и 24 ребёнка в возрасте 10 месяцев общались между собой, используя различные игрушки. Цель состояла в том, чтобы выявить два разных типа поведения — "демонстрации" игрушки и её "дарения" — и определить таким образом проявление "микроповедения". Иными словами, обнаружить крошечные поведенческие сигналы, которые могут указать, что именно ребёнок хочет нам сказать. Затем учёные проанализировали реакцию родителей или воспитателей на поведение малышей.

Социологи обнаружили, что жесты были сильными предикторами ("предсказателями") того, как часто дети, становясь старше, применяли другое поведение – показывали указательным пальцем на предмет. Также исследователи выяснили, что многие взрослые люди несколько озадачены поведением "демонстрации и дарения" и не понимают его значения, несмотря на то, что дети достаточно часто применяют его.

"Мы обнаружили, что если человек рассказывает ребёнку о вещах, к которым он проявляет интерес, то это помогает им в развитии речи. Возможность поделиться и обратить на себя внимание – это некая основа для обыкновенного развития речи. И другие исследователи считают, что такое поведение несколько нарушено у детей с расстройством аутистического спектра", — говорит Ливен.

По её словам, выводы исследования могут служить своеобразным руководством для исследователей и воспитателей для выявления ранних попыток ребёнка пообщаться о каких-то объектах с взрослыми. Кроме того, результаты научной работы подчёркивают необходимость дальнейшего изучения раннего доязыкового поведения.

Добавим, что ранее "Вести.Наука" сообщали о том, что ребёнок учит первые слова ещё в утробе матери, а также что речь взрослых влияет на усвоение малышами основ математики.