ДНК неизвестного науке вида человека обнаружена у жителей тихоокеанских островов

Возможно, древние предки людей скрещивались не только с неандертальцами и денисовцами, но и третьими, неизвестными пока видами гоминид.

Фото Wikimedia Commons.

Генетики вновь пытаются разгадать сложную загадку о происхождении современного человека. Уже известно, что древние Homo sapiens скрещивались и с неандертальцами, и с денисовцами. Однако теперь предполагается, что был и третий вымерший вид гоминид, который до сих пор неизвестен науке.

Исследование ДНК человека предполагает, что древние Homo sapiens (Человек разумный) скрещивались с ныне вымершими неандертальцами и с денисовскими людьми. Однако недавнее исследование подарило учёным новый загадочный фрагмент головоломки в истории происхождения человека.

Так, в ДНК людей, проживающих на островах Тихого океана, обнаружены штаммы генетического материала от "неизвестного источника". Исследователи предполагают, что некогда существовал третий неизвестный ныне вид гоминид, который также скрещивался с древним Человеком разумным.

Исследование, опубликованное в научном журнале Nature, показало, что люди из Папуа – Новая Гвинея (островного государства в юго-западной части Тихого океана) и северо-восточной Австралии несут в себе небольшой фрагмент ДНК от неизвестного науке вымершего вида человека. Они нашли следы ДНК, которая несколько схожа с денисовской, но всё же отличается от неё. Вероятно, она относится к другому неизвестному виду гоминид, считают специалисты.

Вывод может несколько удивлять, но к нему были некоторые предпосылки и ранее: в 2012 году другая группа исследователей также предположила, что некоторые люди в Африке могут нести в себе часть ДНК от вымершего вида гоминида.

Теперь и новые выводы другой научной работы дают право предположить, что третий вымерший вид гоминид, который пока неизвестен науке, скрещивался с древними Homo sapiens. По словам ведущего автора исследования Райана Болендера (Ryan Bohlender), генетика из Университета Техаса, история человека намного сложнее, чем это виделось нам ранее.

Болендери его коллеги создали компьютерную модель, чтобы определить наличие ДНК неандертальца и денисовского человека у современных жителей тихоокеанских островов и аборигенов в Австралии и выяснить, какова её часть. Они обнаружили небольшое противоречие предыдущим данным: в частности, часть ДНК от обоих вымерших видов гоминид, неандертальца и денисовского человека, в популяции жителей южной части Тихого океана оказалось значительно меньше, чем считалось ранее.

Например, исследователи определили, что доля ДНК денисовского человека равна только 1,1%, тогда как предыдущие оценки варьировались от 3 до 6%. Учёные пришли к выводу, что большая часть древней ДНК, которая, как ранее считалось, принадлежала денисовскому человеку, может на самом-то деле принадлежать третьему лицу – неизвестному ныне виду гоминид.

Между тем предположение о загадочном вымершем гоминиде подвергается и критике. Некоторые антропологи предполагают, что то, что исследователи называет "ДНК якобы денисовского человека", может на самом-то деле и принадлежать денисовцу. По той простой причине, что останки денисовского человека до сих пор были обнаружены всего лишь в одной пещере на Алтае. Анализ находок показал, что денисовцы были генетически весьма разнообразны. По мнению учёных, могли быть и другие популяции денисовцев на всём континенте, которые теоретически могли бы скрещиваться с предками сегодняшних австралийцев.

Ранее благодаря секвенированию ДНК выяснилась возможность того, что древние Homo sapiens скрещивались и с другими видами гоминид. Все человеческие этносы, за исключением африканцев, несут в себе небольшие следы ДНК неандертальцев. Считается, что знаменательная встреча древних людей и неандертальцев произошла сразу же после того, как небольшая группа древних Homo sapiens покинула Африку. Но скрещивание, по мнению антропологов, прекратилось до того, как древние люди начали развиваться в своей отдельной этнической группе.

"Романтические" встречи древних Homo sapiens и вымерших представителей видов гоминид происходили много раз, и у них было большое совместное потомство, считает Маттиас Якобссон (Mattias Jakobsson), эволюционный генетик из Уппсальского университета.

Примечательно, что ранее ДНК неандертальцев помогла нашим предкам лучше приспособиться к условиям за пределами Африки, однако сегодня такое "наследие" играет негативную роль. Например, одно из исследований связало гены неандертальцев с рядом проблем со здоровьем современного человека. Они влияют на иммунную систему человека, обмен веществ и даже психическое здоровье, включая депрессию.

Болендер представил результаты своего исследования на встрече Американского сообщества генетики человека (American Society of Human Genetics) в Канаде.