Разреженный воздух помогает быстрее нормализовать биоритмы после перелётов

Теоретически "лечить" нарушение биоритмов можно с помощью разреженного воздуха.

Фотография Global Look Press.

Учёные выяснили, как "перезапустить" биологические часы. Ответ кроется в воздухе, которым мы дышим. Открытие будет полезно для авиапассажиров, которые могут за короткий промежуток времени сменить сразу несколько часовых поясов.

Нарушение суточных ритмов организма (так называемый джетлаг) или смещение привычного графика сна могут негативно сказаться на организме человека. Но учёные, кажется, нашли способ отрегулировать циркадные ритмы (более известные как биологические часы) после сбоя и обнулить значение на них, чтобы восстановление организма происходило быстрее. Решением проблемы стал чуть более разреженный воздух.

Исследователи под руководством доктора Гада Ашера (Gad Asher) из Израильского Института Вейцмана выяснили, что кратковременное падение уровня кислорода в окружающем воздухе помогло лабораторным мышам быстрее приспособиться к смене циркадных ритмов, чем при стабильном содержании кислорода.

Сама идея колебания уровня кислорода может показаться опасной, но изменения были небольшими и абсолютно безвредными. Исследователи имитировали то количество кислорода, которое обычно присутствуют в самолётах.

Самой целью исследования стала попытка получше присмотреться к циркадным ритмам организма, которые фиксируются практически у всех млекопитающих. Эти своеобразные биологические часы каким-то образом влияют на каждую клетку в организме человека или животного, но учёные до сих пор озадачены тем, каким образом происходит это "общение".

Специалисты решили понаблюдать за тем, как меняющийся время от времени уровень кислорода в окружающем мышей воздухе влияет на грызунов. На основании исследований они сделали вывод, что содержание O2 может служить тем самым недостающим фактором в понимании циркадных ритмов.

Учёные обнаружили, что уровень кислорода в клетках мышей поднимался в ночное время, когда они были активны, и снижался, когда они находились в состоянии покоя в течение светлого времени суток.

Затем в лаборатории, где исследователи культивировали клетки грызунов в чашках Петри, они изменяли уровень кислорода на три процента. Выяснилось, что таким образом они смогли "сбросить" (или переустановить) биологические часы в клетках.

Открытие заинтересовало учёных, поэтому они провели эксперимент: израильские специалисты поместили мышей в две разные среды. В одной был стабильный уровень кислорода в 21 процент, то есть воздух был аналогичен тому, которым человек дышит на уровне моря. Вторая среда содержала также 21 процент кислорода, но затем его уровень постепенно снижался до 16 процентов в течение 12 часов, а затем снова поднимался до 21 процента.

Первоначально грызуны не показали никакой реакции на изменения содержания кислорода. Но, когда исследователи нарушили их суточные ритмы, передвинув дневное время суток на шесть часов раньше (изменив освещение в клетках), они увидели реальные последствия такого эксперимента.

Животные, которые дышали более разреженным воздухом, приспособились к смене биоритмов намного быстрее, нежели мыши, дышавшие "стабильным" количеством кислорода. Изменение проявилось в более быстрой установке новых привычек питания, режима смены сна и активной фазы.

Пока неизвестно будут ли такие же результаты получены и для людей, но если это подтвердится, то исследование будет полезным для часто летающих пассажиров. Специалисты могли бы регулировать содержание кислорода в салоне самолёта и тем самым облегчать состояние людей при пересечении большого количества часовых поясов.

Сейчас учёные надеются изучить, могут ли повышенные уровни кислорода также "переставить время" на биологических часах животного (без изменения светового дня).

Результаты исследования были опубликованы в научном издании Cell Metabolism.

Добавим, что ранее сообщалось, что даже одна бессонная ночь может повлечь значительные изменения в работе генов человека.