Одиночество в генах? Некоторые люди "запрограммированы" страдать всю жизнь

Ощущение одиночества является наследуемой чертой, но ключевая роль всё-таки не у генов, считают учёные.

Фотография Global Look Press.

Представьте, что два человека имеют одинаковое количество друзей, но один считает такое положение дел нормальным, а другой чувствует себя одиноким. Генетики решили разобраться в этом вопросе и отследить "генетические корни" этого чувства.

Каждый человек хоть раз в жизни чувствовал себя одиноким, не так ли? Плохо, если чувство это не проходит: так, его связывают с плохим физическим и психическим здоровьем. Исследователи из Школы медицины при Калифорнийском университете в Сан-Диего решили выяснить, кто может находиться в группе риска и чаще испытывать чувство одиночества. С этой целью учёные провели первый в мире полногеномный поиск ассоциаций для тщательного изучения феномена одиночества.

Выяснилось, что риск возникновения одиночества частично связан с генетикой, но окружение играет гораздо большую роль. В ходе исследования, в котором приняли участие более десяти тысяч человек, учёные также обнаружили, что генетический риск для одиночества связан с невротизмом и депрессивными симптомами. Но обо всём по порядку.

Учёные сравнивают одиночество с физической болью, предупреждающей человека о возможном повреждении тканей (например, при соприкосновении с горячим предметом) и заставляющей заботиться об организме. Одиночество, вызванное несоответствием между желаемыми и существующими отношениями человека, является частью биологической "системы предупреждения". Последняя развивалась специально для того, чтобы предупредить человека об угрозе ухудшения социальной жизни (в доисторические времена выживание индивида зависело от людей вокруг).

Между тем, каждый человек переживает посетившее его чувство одиночества по-разному. "Возьмём двух людей с одинаковым числом близких друзей и семьёй, но один из них воспринимает такую социальную структуру как адекватную, другой же – нет. И именно в последнем случае мы наблюдаем "генетическую предрасположенность к одиночеству". Мы хотим выяснить с точки зрения генетики причину, почему в одной и той же ситуации один человек более другого склонен чувствовать себя одиноким", — объясняет ведущий автор исследования Авраам Палмер (Abraham Palmer).

Наследуемость чувства одиночества была изучена и ранее. В прошлом учёные выяснили, что склонность к одиночеству от 37 до 55 процентов определяется генетикой. Предыдущие исследования также попытались выявить специфические гены, которые имеют отношение к ощущению одиночества. Они ориентировались на гены, связанные с нейротрансмиттерами (дофамином и серотонином) и другими клеточными системами. Но, по словам Палмера, все эти научные работы в основном опирались на выборки небольшого размера.

В недавнем же исследовании Палмер и его коллеги использовали гораздо более крупную выборку – учёные изучили генетические данные и информацию о здоровье более десяти тысяч человек в возрасте 50 лет и старше. Участникам исследования задавали три вопроса о степени одиночества:

× Часто ли вы чувствуете, что вам не хватает общения.

× Часто ли вы чувствуете себя отверженным, забытым.

× И часто ли вы чувствуете себя обособленным от других людей.

В исследовании учитывались пол, возраст и семейное положение, поскольку люди в браке менее склонны чувствовать себя одинокими (официальный союз дарит и другие преимущества для здоровья).

Специалисты установили, что одиночество (а именно склонность чувствовать себя одиноким на протяжении всей жизни, а не временный период) действительно имеет "генетические корни": но генами определяется от 14 до 27 процентов, а не до 55 процентов, как считалось прежде.

Впрочем, как отмечают сами авторы работы, новая оценка генетического вклада в ощущение одиночества может быть ниже предыдущих, поскольку исследовательская группа Палмера опиралась на метод, который фиксирует только общие генетические вариации, а не редкие.

Учёные также выявили опасную тенденцию: одиночество может быть наследуемо вместе с невротизмом (долговременным негативным эмоциональным состоянием) и депрессивными симптомами. Есть некоторые данные о связи между наследственным одиночеством и шизофренией, биполярным расстройством и клинической депрессией. Но сразу оговоримся: даже сами учёные говорят, что доказательная база этих выводов пока слишком слабая.

Также исследование не подтвердило некоторые предыдущие выводы схожих работ. Генетики, например, не смогли установить связь одиночества и вариаций в конкретных генах-кандидатах, претендующих на звание "генов одиночества". Предполагалось, что это те гены, которые отвечают за производство "гормона удовольствия" дофамина и "гормона любви" окситоцина.

По словам Палмера, новые результаты могут отличаться от предыдущих выводов отчасти потому, что команда обследовала исключительно пожилых людей из США. Другие же исследовательские группы изучали и молодых людей из Европы.

Сейчас учёные намерены найти генетический предиктор — определённые генетические вариации, которые позволят исследователям лучше понять молекулярные механизмы, влияющие на ощущение одиночества.

Исследование опубликовано в журнале Neuropsychopharmacology.

Добавим, что не только одиночество может передаваться по наследству, недавно исследователи заподозрили, что то же самое происходит и с депрессией. О других необычных особенностях характера, внешности и привычек человека, которые связаны с генетикой, читайте в нашей специальной рубрике.