Сработало на пьющих крысах: найден способ справиться с алкогольной зависимостью

Крыс-алкоголиков излечили с помощью воздействия на определённые нейроны в головном мозге.

Фотография Global Look Press.

Алкогольная зависимость – настоящая беда человечества. Учёные десятилетиями пытаются победить эту проблему, но результат оставляет желать лучшего. Исследователи из США нашли способ побороть тягу к горячительным напиткам у животных. Результаты могут иметь колоссальное значение для людей.

Недавно учёные из Научно-исследовательского института Скриппса выяснили, что определённая группа клеток головного мозга связана с тягой к употреблению алкоголя. Но, что самое важное, воздействие на эти самые клетки позволяет победить алкогольную зависимость, по крайней мере, у крыс.

"Мы можем полностью избавиться от алкогольной зависимости, воздействуя на сеть нейронов", — говорит ведущий автор исследования Оливье Джордж (Olivier George).

Новое исследование, опубликованное в издании Journal of Neuroscience, построено на достижениях прошлых научных работ. Американские исследователи показали, что употребление алкоголя активирует определённые группы нейронов. И чем больше и чаще человек пьёт, тем больше усиливается активация нейронных цепочек – это, в конечном результате, приводит к алкогольной зависимости или наркомании. Мозг постепенно формирует связь "алкоголь-вознаграждение", отмечают специалисты.

В новом исследовании учёные изучали, существует ли какой-то способ влиять только на клетки, образующие эти цепи. И у людей, и у крыс такие клетки составляют лишь около пяти процентов нейронов в центральных областях миндалевидного тела головного мозга.

Исследователи проводили эксперименты на крысах с алкогольной зависимостью (они были специально созданы для научных работ такого рода). В их организме в нейронах, на которые воздействует алкоголь, вырабатывался светящийся белок. Животные помогли учёным по-новому взглянуть на то, как такие нейронные цепи формируются в головном мозге по мере развития болезни.

Позднее учёные ввели животным вещество, которое блокирует активность нейронов, связанных с алкогольной зависимостью.

По словам Джорджа, он был особенно удивлён, заметив, что крысы полностью перестали бесконтрольно употреблять алкоголь. Этот эффект длился длительное время. "Мы никогда не видели, чтобы такой сильный эффект сохранялся несколько недель", — говорит исследователь.

Учёные не поверили своим глазам, поэтому повторили эксперимент ещё два раза. Но эффект был таким же – крысы переставали маниакально употреблять алкоголь. "Похоже, животные забывали о своей зависимости", — отмечает учёный.

При этом крысам по-прежнему нравилось пить воду с сахаром, то есть исследователи воздействовали на те нейроны (что связаны с алкоголем), а не на всю систему поощрения мозга. Кстати, грызуны также не испытывали проблем при избавлении от алкогольной зависимости, например, у них не было специфической дрожи.

Новое исследование, по словам специалистов, показывает, чем на уровне клеток отличаются эпизодическое употребление алкоголя и тяжёлая зависимость. Так, у животных, которые не зависили от спиртного, выключение нейронов, связанных с тягой, оказало незначительное воздействие. Мозг, вероятно, просто переключался на новую группу нейронов, как будто путь между алкоголем и вознаграждением ещё не был установлен.

По словам исследователей, следующий шаг — отследить формирование нейронных цепей, которые отвечают за возникновение зависимости у людей, и найти способ применить эти знания для спасения человечества.