Недра Нептуна и Урана могут состоять из экзотической угольной кислоты

Структура молекулы ортоугольной кислоты напоминает свастику, почему ее в шутку называют "кислотой Гитлера".

Структура молекулы ортоугольной кислоты напоминает свастику, почему ее в шутку называют "кислотой Гитлера".
Иллюстрация МФТИ.

Внутренняя структура спутника Юпитера ≈ Европы.

Внутренняя структура спутника Юпитера ≈ Европы.
Иллюстрация МФТИ.

Внутренняя структура Урана .

Внутренняя структура Урана .
Иллюстрация МФТИ.

Внутренняя структура Нептуна.

Внутренняя структура Нептуна.
Иллюстрация МФТИ.

Структура молекулы ортоугольной кислоты напоминает свастику, почему ее в шутку называют "кислотой Гитлера".
Внутренняя структура спутника Юпитера ≈ Европы.
Внутренняя структура Урана .
Внутренняя структура Нептуна.
Химики МФТИ и Сколтеха выяснили, из каких веществ могут состоять недра Урана, Нептуна и ледяных спутников планет-гигантов. Оказалось, что при высоком давлении образуются экзотические соединения, включающие такие кислоты, как угольная и ортоугольная (она же "кислота Гитлера").

Химики из МФТИ и Сколтеха с помощью компьютерного моделирования выяснили, из каких веществ могут состоять недра Урана, Нептуна и ледяных спутников планет-гигантов – оказалось, что при высоких давлениях, характерных для их недр, образуются экзотические кристаллические и полимерные соединения — включающие угольную и ортоугольную кислоты (последняя также известна как "кислота Гитлера").

"Газовые гиганты "среднего класса" – Уран и Нептун – в основном состоят именно из углерода, водорода и кислорода. Мы выяснили, что при давлении в несколько миллионов атмосфер в их недрах должны формироваться соединения, невозможные в земных условиях. Не исключено, что ядра этих планет могут в значительной степени состоять из этих экзотических веществ", – говорит ведущий автор исследования Артем Оганов, руководитель лаборатории компьютерного дизайна материалов МФТИ и профессор Сколтеха.

Группа под руководством Оганова разработала самый универсальный и мощный на сегодня алгоритм предсказывания структуры химических соединений – USPEX (Universal Structure Predictor: Evolutionary Xtallography). С его помощью учёным за последние годы удалось открыть множество веществ, "запрещённых" классической химией, которые могут быть стабильными при высоких давлениях. Это, например, несколько ранее неизвестных вариантов соли – Na3Cl, NaCl3, NaCl7 и даже Na3Cl2 и Na4Cl3, а также экзотические новые соединения магния, кремния и алюминия, которые могут существовать в недрах суперземель.

Внутренняя структура спутника Юпитера ≈ Европы.
Иллюстрация МФТИ.

Теперь Оганов и его соавтор постдок из Италии Габриэле Салех, работающий в МФТИ, решили изучить химическое поведение системы углерод-водород-кислород под высоким давлением. "Эта задача крайне важна, поскольку вся органическая химия "держится" на этих трёх элементах. При этом до сих пор было не вполне ясно, как они ведут себя при экстремальных давлениях и температурах. Кроме того, они играют важнейшую роль в химии планет-гигантов", – отмечает Оганов.

Учёным было известно, что при атмосферном давлении все соединения углерода, водорода и кислорода кроме метана, воды и углекислого газа термодинамически нестабильны. Вода и углекислота при росте давления сохраняют устойчивость, но метан при давлении выше 93 гигапаскалей (0,93 миллиона атмосфер) начинает разлагаться, образуя "тяжёлые" углеводороды – этан, бутан и полиэтилен. При менее высоком давлении – около 4 гигапаскалей – метан и молекулярный водород соединяются в так называемые сокристаллы (где два вещества образуют единую кристаллическую решётку), а при 6 гигапаскалях возникают гидраты – кристаллы, состоящие из метана и воды. Для сравнения, давление на дне Марианской впадины составляет 108,6 мегапаскаля, что в тысячу раз меньше.

Оганов и Салех предприняли поиск всех стабильных соединений в диапазоне до 400 гигапаскалей (около 4 миллионов атмосфер) и нашли множество новых веществ. В их числе клатрат молекулярного водорода и метана 2CH4:3H2, стабильный в диапазоне от 10 до 215 гигапаскалей.

Кроме того, выяснилось, что при давлении выше 0,95 гигапаскаля (около 10 тысяч атмосфер) становится термодинамически стабильной угольная кислота (H2CO3). Это очень необычно для вещества, которое крайне неустойчиво в обычных условиях – требует для синтеза сильных кислот и сохраняется только в вакууме при очень низких температурах, пишут авторы статьи, вышедшей в научном журнале Scientific Reports.

Внутренняя структура Нептуна.
Иллюстрация МФТИ.

Условия, при которых может возникать угольная кислота, существуют в недрах ледяных спутников планет-гигантов, например, внутри спутника Юпитера Европы. Снаружи они покрыты толстым слоем льда, под ним – океан, окружающий каменное ядро. Учёные из многих групп не исключают, что в этом океане может существовать жизнь.

"Раньше считалось, что океан в таких спутниках непосредственно контактирует с каменным ядром и между ними происходит химическая реакция. Наша работа показывает, что ядро может быть "обёрнуто" в слой кристаллизованной угольной кислоты, что сделает невозможной реакцию ядра и водного океана", — отмечает Оганов. Важные знания для планетологов, которые в будущем хотят отправить к Европе межпланетную станцию.

При росте давления до 44 гигапаскалей угольная кислота превращается в полимер, который сохраняет устойчивость до давления как минимум в 400 гигапаскалей. Кроме того, при 314 гигапаскалях становится возможной реакция между угольной кислотой и водой с образованием ортоугольной кислоты (H4CO4) и выделением тепла. Это соединение пока не удавалось получить в лабораториях из-за его крайней нестабильности. Структура молекулы ортоугольной кислоты напоминает свастику, поэтому её в шутку называют "кислотой Гитлера".

"Не исключено, что ядра Нептуна и Урана могут содержать значительные количества полимера угольной и ортоугольной кислот", — считает Оганов.