Космос в сердце: почему астронавты "Аполлона" больше коллег подвержены кардиоболезням

Астронавт NASA Эдвин 'Базз' Олдрин, пилот лунного модуля корабля миссии "Аполлон-11", второй человек, ступивший на Луну в 1969 году.

Фото Neil Armstrong.

Как изменяется форма сердца: на Земле (зелёный цвет) и в условиях микрогравитации (красный цвет).

Иллюстрация NASA.

Высокий уровень смертности и сердечно-сосудистых болезней среди покорителей Луны – совпадение или плата за первые шаги в космосе? Учёные выяснили, почему астронавты программы "Аполлон" чаще своих коллег страдают от серьёзных проблем с сердцем.

Астронавты космической программы "Аполлон" (Apollo) чаще коллег (например, астронавтов с МКС) умирают из-за сердечно-сосудистых заболеваний. К такому выводу пришли американские учёные: под руководством декана Колледжа гуманитарных наук Университета Флориды профессора Майкла Делпа (Michael Delp) они изучали истории болезней и причины смерти астронавтов. Когда исследование стартовало, из 24 человек, участвовавших в программе "Аполлон", умерли семеро. К настоящему моменту умер восьмой астронавт, однако он не был включён в результаты научной работы.

С момента возвращения последнего экипажа программы "Аполлон" учёные неоднократно пытались оценить последствия пребывания в открытом космосе для человека. Однако в большинстве случаев авторы исследований сравнивали состояние здоровья астронавтов с состоянием здоровья обычных людей. По мнению Делпа, это и стало ключевой ошибкой, ведь здоровье астронавта значительно лучше, чем у среднестатистического человека. Поэтому количество смертей от сердечно-сосудистых заболеваний среди астронавтов, подвергавшихся негативному воздействию внешних факторов, и обычных людей было примерно равное. Но если сравнить астронавтов с их же коллегами, результат будет совершенно иной.

В своём исследовании Делп с соавторами изучили медицинские показатели 42 человек, побывавших в космосе. Из них 7 покинули магнитосферу Земли и посетили Луну. Данные этих 42 человек сравнили с показателями 35 других астронавтов, которые тренировались наравне со всеми, но никуда не летали.

Как оказалось, 43% участников экспедиций программы "Аполлон" умерли из-за сердечно сосудистых заболеваний. Это в 4-5 раз выше, чем в случае людей, вообще никуда не летавших или работавших в пределах магнитосферы Земли – на МКС (9% и 11% соответственно).

Иллюстрация NASA.

Но по-прежнему оставался непонятным основной фактор риска, который является критичным для здоровья астронавтов. Предполагалось, что это может быть невесомость или ионизирующее излучение.

Чтобы выяснить наверняка, учёные провели эксперименты на мышах. Подопытных разделили на три группы: первая получала определённые дозы схожего с космическим облучения, второй создали условия "невесомости", подвешивая задние лапки грызунов на специальных креплениях, чтобы избежать воздействия веса на организм, а мыши из третьей группы "объединили удовольствия": получали ионизирующее излучение, находясь в "невесомости".

Затем мышей переводили в обычные для них условия, и в течение почти семи месяцев (это сравнимо с 20 годами человеческой жизни) следили за показателями здоровья. И они действительно ухудшились, но только у участников первой и третьей групп.

Мыши, которые просто находились в условиях "невесомости", остались здоровы. А вот у грызунов, получивших дозу облучения, ухудшилось состояние кровеносной системы: расширение сосудов, ненормальное кровяное давление и другие сопутствующие проблемы – всё как у людей.

Конечно, об окончательных выводах говорить пока рано: вполне возможно, что в космосе есть и другие факторы, негативно влияющие на здоровье. Поэтому учёные уже готовятся к новым экспериментам совместно со специалистами NASA.

Заметим, что ведомство уже пересматривало санитарные нормы, когда в рамках проекта по изучению человека Human Research Program было выявлено более 30 рисков для здоровья астронавтов, включая тошноту, слабость, ухудшение зрения, угнетение психического состояния, снижение работоспособности, деминерализацию костей, сокращение мышечной массы, отрицательное воздействие невесомости на гены и рак, спровоцированный радиационным облучением.

Напомним, также, что ещё в 2014 году медики выяснили, что космические миссии делают сердца астронавтов сферическими. Тогда с помощью ультразвуковых аппаратов астронавты на борту МКС фотографировали свои сердца до, во время и после космических полётов, а затем снимки изучали специалисты NASA. Оказалось, что сердца округлялись с коэффициентом 9,4%. Долгосрочные последствия для здоровья, вытекающие из этих изменений, были и остаются неизвестными, но не исключено, что и они играют свою роль в ухудшении здоровья покорителей космоса.

Статья по итогам текущего исследования опубликована в научном журнале Scientific Reports.