Как часто мы помогаем людям, не задумываясь о собственных издержках или выгодах – соглашаясь просто сделать одолжение друзьям, помочь родственникам без лишних вопросов или даже рискнуть жизнью, спасая прохожего из-под колёс автомобиля?
Бескорыстная помощь до сих пор представляет собой эволюционную загадку для психологов, и они пытаются разобраться, что же движет человеком, действующим без расчёта на личную выгоду.
Очередное исследование на эту тему провёл вместе с коллегами психолог и социальный антрополог Дэвид Рэнд (David Rand) из Йельского университета. Его эксперимент доказал: бескорыстная помощь несёт так называемые репутационные выгоды.
"Люди, которые ведут себя щедро и альтруистично, рассматриваются обществом как более надёжные, в сравнении с теми, кого волнует личная выгода", — поясняет Рэнд в пресс-релизе.
В экспериментах приняли участие более 700 человек. Их разделили на пары: первый игрок был покупателем, которому не хватало денег, а второй должен был ему помочь. В первом случае "помощник" не знал изначальную сумму товара и то, сколько именно не хватает покупателю. Психологи оценивали его готовность помочь по сумме, которую он отдавал.
Во втором случае "помощнику" озвучивали точную сумму, которую нужно "пожертвовать", и отмеряли время, которое ему было необходимо для принятия решения.
Интересно, что, когда люди изначально знали, что за ними наблюдают, на принятие решений у них уходило гораздо меньше времени. По мнению психологов, это подсознательно связано с нашим желанием сохранить хорошую репутацию.
Получается, что, при определённых условиях, люди всё-таки извлекают из альтруизма свои выгоды – пусть даже и нематериальные.
Научная статья Рэнда и его коллег появилась в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, с её текстом в PDF-формате можно ознакомиться по ссылке.
Добавим, что ранее учёные рапортовали о выгодах альтруизма высоко в небесах, а также о том, что крысы тоже способны помнить о хорошем отношении и бескорыстно помогать попавшим в беду.