Слишком большое количество искусственного света ослабляет кости и изменяет иммунную систему

Эксперимент на мышах показал, что постоянное воздействие света негативно сказывается на состоянии организма животного. Грызуны начали буквально стареть.

Фотография Global Look Press.

Городские жители находятся под воздействием света круглосуточно. Учёные установили, что это может негативно сказаться на здоровье. Они провели эксперимент, в ход которого показали, что мыши, постоянно находившиеся "при свете дня", стали буквально стареть на глазах.

Люди наравне с правильным питанием и регулярными физическими упражнениями должны внести в свой список полезных привычек ещё одну – выключать свет. Это заключение нового исследования, опубликованного в научном журнале Cell Press.

Учёные определили негативные последствия для здоровья, наблюдаемые у мышей, которые пребывали в условиях постоянного освещения на протяжении месяца.

Исследование ещё раз показывает, что нормальный цикл смены дня и ночи очень важен для нашего здоровья (и не только здоровья). Мы продемонстрировали, что отсутствие экологических ритмов приводит к тяжёлому нарушению различных процессов в организме и, как следствие, здоровья, говорит Джоанна Майер (Johanna Meijer) из Медицинского центра при Лейденском университете в Нидерландах.

Учёные учли следующие параметры: провоспалительную активацию иммунной системы, атрофию мышечной ткани и ранние признаки остеопороза (снижение плотности костей и увеличение их хрупкости).

Специалисты отмечают, что наблюдаемые физиологические изменения свидетельствовали о "слабости", которую также можно наблюдать при старении организма людей и животных. То есть непомерное освещение фактически состарило грызунов. Впрочем, есть и некоторые обнадёживающие новости.

"Хорошая новость заключается в том, что мы впоследствии продемонстрировали, что эти негативные эффекты обратимы, когда естественный цикл смены света и темноты восстанавливается", — говорит Майер.

Для изучения взаимосвязи между потерей цикла света/темноты и различными расстройствами, Майер и её коллеги провели эксперимент. Они подвергали лабораторных мышей воздействию света на протяжении 24 часов в течение 24 недель. Затем исследователи измерили важные параметры здоровья мышей.

Оказалось, что эффект от воздействия света может быть связан с нарушением работы внутренних биологических часов животных. При нормальных условиях существует чёткое различие между сигналами, поступающими от "часов" в мозге в течение дня и ночи. Но при постоянном воздействии света разница между этими сигналами была снижена на 70 процентов.

Далее учёные заметили, что долговременное "испытание" светом привело и к снижению функциональности скелетной мускулатуры. Кости мышей показали признаки ухудшения, и животные входили в провоспалительное состояние, которое, как правило, наблюдается только при наличии в организме патогенов или других вредных воздействий. Кстати, ранее учёные установили, что недостаток сна повышает риск заболеть простудой. Возможно, эти два процесса как-то взаимосвязаны.

После того как мышам "вернули" стандартный цикл смены дня и ночи, их организмы примерно через две недели смогли восстановить нормальные биоритмы, а их здоровье стало улучшаться.

Полученные данные говорят о том, что следует внимательно следить за количеством света, воздействующего на людей (и это касается не только чтения с экранов гаджетов перед сном). Это очень важно, так как 75 процентов населения планеты подвергаются постоянному воздействию света в течение ночи.

В дальнейшем голландские учёные намерены провести более глубокий анализ влияния чрезмерного освещения на иммунную систему.

Добавим, что ранее было также установлено, что биологические часы сбивает не только избыток света, но и кофе, а также что изменение цикла дня и ночи влияет на способность к зачатию.