Голоса из прошлого: свирепые динозавры не рычали, а ворковали, как голуби

Учёные предполагают, что, по аналогии с птицами, некоторые динозавры могли не только ворковать, но даже петь.

Кадр из фильма "Парк Юрского периода"/via YouTube.

Развитие вокализации: с открытым ртом (синий цвет) или с закрытым ртом (красный).

Иллюстрация Tobias Riede.

В новых фильмах о динозаврах может не быть прежней ошибки: учёные выяснили, что на самом деле грозные ископаемые ворковали и бормотали, как птицы, а их свирепый рёв и рык оказались лишь художественным вымыслом.

Наверняка многие помнят эпичные сцены из фильма "Парк юрского периода" со свирепо рычащими динозаврами. Теперь можно сказать, что режиссёры этого и других блокбастеров об ископаемых существах допустили ошибки.

Исследование, проведённое учёными из Техасского университета, показало: грозные динозавры на самом деле не ревели, а издавали очень милые звуки, похожие на бормотание животных и воркование птиц.

Такие выводы были сделаны после тщательного изучения голосовых аппаратов пернатых и самых различных звуков, которые они издают.

Как известно, современные птицы производят звуки уникальным способом – через кожу в области шеи. При этом клюв может и не открываться. Такой процесс называется вокализацией закрытым ртом, а в народе – воркование. Им, например, в совершенстве владеют голуби – обычно они "толкают" воздух, в результате чего производится этот звук.

Иллюстрация Tobias Riede.

Орнитологи исследовали 208 видов птиц, являющихся потомками архозавров, динозавров и птерозавров, и выделили 52 вида, для которых характерно извлечение звуков с закрытым клювом. Исследование показало, что за всю историю существования архозавров техника их воркования изменялась как минимум 16 раз, и эти звуки издавали животные только размером не меньше голубя.

Орнитологи уверены, что именно воркование могло лежать в основе голосовой сигнализации древних рептилий. Скорее всего, это были рокочущие и гудящие звуки, которые использовались, в том числе, для поиска второй половинки (ныне такого рода звуки издаёт страус).

Орнитологи намерены продолжить исследование, объединив данные о физиологии древних ужасных ящеров, палеонтологические и генетические выводы, а также результаты звукового моделирования – это поможет более точно определить, какие звуки издавали динозавры.

Впрочем, наверняка этого учёные уже никогда не узнают. Разве что клонируют динозавров или же выведут их при помощи курицы.

Описание нынешнего исследования выйдет в следующем месяце в журнале Evolution.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" рассказывали о том, как динозавры мигрировали из Европы и не вернулись обратно.