Чудесный пурпурный цвет знаменитому "Россанскому кодексу" придала моча

Так выглядит одна из 188 страниц знаменитой рукописи. Цвет озадачил учёных, и они решили выяснить, как он был получен.

Фотография Rosi Fontana Press Office.

В рукописи присутствуют различные миниатюры, сам же текст написан на греческом языке золотыми и серебряными чернилами.

Иллюстрация Wikimedia Commons.

Учёные в рамках проекта по реставрации священных текстов провели ряд анализов и выяснили состав, использовавшийся для создания одного из старейших сохранившихся на сегодняшний день иллюстрированных манускриптов Нового Завета. Как оказалось, секрет заключается в смеси мочи и особого натурального красителя.

На протяжении веков исследователи пытались выяснить, как был сделан дорогой пурпурный пергамент для 1500-летней Византийской книги, известной как "Россанский кодекс" (Codex Purpureus Rossanensis).

Предполагалось, что листы пергамента были окрашены с помощью природного вещества, выделяемого морскими слизнями рода Murex. Но анализ показал, что красивый пурпурный цвет стал результатом использования орсеина — натурального красителя, добытого из лишайников вида Roccella tinctoria — и процесса обработки пергамента ферментированной мочой. Отмечается, что в те времена моча была единственным источником аммиака, а потому ценилась очень высоко.

"Россанский кодекс", включённый в 2015 году во всемирный регистр "Памяти мира" ЮНЕСКО, был обнаружен в 1879 году в Россано на юге Италии. Неполная рукопись рассказывает о жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям от Матфея и Марка. Манускрипт состоит из 188 пергаментных листов, на которых изображены различные миниатюры, а текст на греческом языке написан золотыми и серебряными чернилами.

Учёные отмечают, что, скорее всего, "кодекс" представляет собой половину оригинальной книги. Считается, что два недостающих Евангелия были уничтожены во время пожара, который произошёл в соборе в XVII веке.

Сейчас рукопись находится в Архиепископском музее Россано, куда она вернулась после трёх лет реставрации. Отмечается, что реставраторы под руководством учёного Марии Луизы Риккарди (Maria Luisa Riccardi) вынуждены были исправлять результаты предыдущей работы по восстановлению рукописи, проведённой в 1917-19 годах, которые необратимо изменили некоторые части иллюстрированных листов.

Приняв во внимание хрупкость манускрипта, реставраторы решили избежать агрессивных процедур. Они ограничили работы до сокращения швов, разрывов и небольших зазоров, а также выяснили состав живописной палитры "кодекса".

"Хотя ранние средневековые рукописи были тщательно изучены с исторической точки зрения, редко исследовался состав их материала", — рассказывает Марина Биккьери (Marina Bicchieri), директор химической лаборатории Института реставрации и консервации архивного и библиотечного наследия (Istituto di Conservazione e Restauro del Patrimonio Archivistico e Librario), в которой проводились работы.

Поначалу учёные с помощью рентгеновской флуоресценции исключили наличие в пергаменте брома, для которого характерен пурпурный цвет. Затем они обратились к экспериментальным данным. Биккьери приготовила натуральные красители, используя рецепты, описанные в Стокгольмском папирусе (Stockholm papyrus). Поясним, что этот древний манускрипт объединяет 154 рецепта изготовления красителей.

По словам исследовательницы, дальнейший анализ показал прекрасное совпадение между окраской пурпурного пергамента "Россанского кодекса" и краской, получаемой из смеси орсеина и карбоната натрия.

Биккьери отмечает, что источником карбоната натрия был, вероятно, минеральный натрон (пищевая сода природного происхождения). Это вещество схоже с поваренной солью и использовалось древними египтянами при мумификации, так как обладало "иссушающими" свойствами.

В рукописи присутствуют различные миниатюры, сам же текст написан на греческом языке золотыми и серебряными чернилами.

В целом, результаты анализа показывают, что одна и та же палитра красок была использована во всей рукописи. Это, к слову, опровергает гипотезу, что ярко окрашенные миниатюры не принадлежат к оригинальной книге и были сделаны позже.

Учёные заключают, что манускрипт имеет огромную историческую, художественную и религиозную ценность, поэтому так важно проводить исследовательские работы, касающиеся всех данных рукописи, в том числе и его состава.

Добавим, что ранее "Вести.Наука" рассказывали о древнейшем тексте Евангелия, который был найден на египетской похоронной маске.