На Нептуне впервые с 1994 года обнаружен гигантский вихрь

Впервые с 1994 года "Хаббл" снял тёмный вихрь в южном полушарии Нептуна. Он скрывается под облаками в полноцветных изображениях (слева) и наиболее заметен в спектре синих световых волн (справа).

Фото NASA, ESA, and M.H. Wong and J. Tollefson (UC Berkeley).

Специалисты NASA показали новое изображение, присланное космической обсерваторией "Хаббл". Снимок подтверждает наличие ранее неизвестного тёмного пятна на поверхности планеты Нептун. Это пятно представляет собой крупный атмосферный вихрь.

Специалисты космического агентства США NASA показали новое изображение, присланное космической обсерваторией "Хаббл". Снимок подтверждает наличие ранее неизвестного тёмного пятна на поверхности планеты Нептун. Это пятно представляет собой крупный атмосферный вихрь, сообщается в пресс-релизе агентства.

Наблюдение за вихрем в видимом волновом диапазоне показало, что он находится в южном полушарии планеты. Вихрь располагается на 46 градусах южной широты и простирается по меньшей мере на 14 градусов дуги. То есть диаметр объекта составляет более четырёх тысяч километров – это всего лишь в три раза меньше, чем диаметр Земли.

Новое фото было сделано 16 мая 2016 года камерой Wide Field Camera 3. По словам планетологов, ранее этот вихрь заметить не удавалось, поскольку Нептун находится слишком далеко от нас и пока что ни один телескоп кроме "Хаббла" не имеет достаточного разрешения камер, чтобы чётко снять поверхность ледяного гиганта.

Вихрь скрывается под облаками в полноцветных изображениях (на фото выше слева) и наиболее заметен в спектре синего света (справа).

Это первое пятно, найденное в XXI веке, но не первое в истории планеты, уточняют астрономы. Впервые крупные атмосферные циклоны на Нептуне были обнаружены аппаратом "Вояджер-2" в 1989 году. Диаметр Большого тёмного пятна равен 13 тысячам километров. В 1994 году у учёных появилась вторая возможность взглянуть на пятно, но объект уже исчез.

Сегодня планетологам известно, что тёмные пятна на Нептуне являются зонами высокого давления, и, как правило, они окружены яркими "облаками-компаньонами".

За последние несколько лет тёмные вихри на Нептуне неоднократно меняли форму и размер. Кроме того, они "путешествуют" по планете, меняя широту, а иногда и скорость – этим непостоянством они отличаются от подобных антициклонов на Юпитере, которые могут сохранять стабильность на протяжении десятилетий.