Слегка поправилась: обнаружена "раздутая" экзопланета, вращающаяся вокруг далёкой звезды

Астрономы нашли огромную экзопланету, которая может относиться к совершенно новому классу "вновь раздутых" экзопланет.

Иллюстрация NASA, ESA, G. Bacon/STSCI.

Астрономы обнаружили гигантскую экзопланету, которая оказалось больше, чем ожидалось. По мнению исследователей, такой необычный мир может стать первым примером нового класса "вновь раздутых" планет.

Международный коллектив астрономов обнаружил гигантскую экзопланету, которая оказалось намного больше, чем должна была бы быть. Так, согласно исследованию, недавно обнаруженное космическое тело EPIC 211351816.01 является "раздутой" экзопланетой, которая вращается вокруг далёкого красного гиганта.

Более того, по предположению исследователей, эта экзопланета может стать первым примером нового класса "вновь раздутых" планет.

Астрономы обнаружили небесное тело в ходе изучения данных исследовательской миссии "Кеплер" НАСА. Спектроскопические наблюдения были соединены с измерением лучевых скоростей объектов, произведённых телескопами Обсерваторий Мауна-Кеа на Гавайях (MKO).

Исследование показало, что экзопланета имеет радиус равный 1,27 радиуса Юпитера и массой, превышающей массу Юпитера на 10%. Каждые 8,4 земных дня планета делает оборот вокруг красного гиганта с радиусом в 4,2 солнечных и массой, составляющей примерно 1,16 массы нашей звезды.

Учёных заинтересовала "раздутость" планеты EPIC 211351816.01.

Поясним, что некоторые гигантские планеты увеличиваются в размерах, когда их родительская звезда прекращают своё существование. Эти так называемые раздутые планеты были известны астрономам на протяжении почти двух десятилетий. Но до сих пор неясно, что именно инициирует такие процессы.

Есть две возможные теории на этот счёт: экзопланету "раздувает" энергия родительской звезды или это происходит из-за заторможенного охлаждения самой экзопланеты.

"Раздутые" миры изначально "рождаются" очень большими, но затем "усыхают" под воздействием гравитации, как и другие газовые гиганты. Затем шар увеличивается, когда звезда превращается в красного гиганта. В этом случае увеличение толщины атмосферы происходит из-за взаимодействия звёздного ветра и магнетосферы планеты (возникающий ток разогревает и раздувает атмосферу).

В итоге такие "вновь раздутые" экзопланеты выглядят для исследователей как гигантские миры, которые больше, чем должны бы быть. Кроме того, они располагаются намного дальше от своей звезды, чем обычные экзопланеты, напоминающие по размеру Юпитер.

По мнению специалистов, экзопланета EPIC 211351816.01 является именно такой планетой, то есть её "раздутие" произошло во второй раз. Учёные считают, что в данном случае процесс "раздувания" связан именно со звёздным облучением, нежели с постепенным охлаждением самой планеты.

Это очень важно, так как изучение "вновь раздувшихся" планет может выявить истинную причину этого космического явления. Это также может иметь значение для понимания эволюции планет-гигантов в целом.

Согласно данным команды астрономов, работающей под руководством Самуила Грунблатта (Samuel Grunblatt) из Гавайского университета, EPIC 211351816.01 может стать первой известной "вновь раздувшейся" планетой.

Астрономы пришли к выводу, что дальнейшие исследования планет вокруг эволюционировавших звёзд будут необходимы для подтверждения гипотезы "вновь раздувшихся" планет, выяснения точного процесса формирования таких объектов и, вероятно, на основе этих данных удастся сформировать описание совершенно нового класса экзопланет.

Исследование пока было опубликовано в виде препринта статьи и доступно на сайте arXiv.org.

Добавим, что "Вести.Наука" периодически рассказывает об открытии новых необычных экзопланет, в частности, не так давно астрономы обнаружили "двуликую" экзопланету, которая состоит одновременно из твёрдой и жидкой породы, и крупнейшую экзопланету, вращающуюся вокруг двух звёзд.