Астрономы обнаружили огромную экзопланету, "раскручивающую" свою звезду

Доходящий до Земли свет звезды HATS-18 ослабевает, когда планета проходит по её лику. Учёные в это время наблюдают провал в светимости.

Иллюстрация arXiv:1606.00848 [astro-ph.EP].

Учёные обнаружили необычную экзопланету, которая буквально "раскручивает" свою родительскую звезду за счет приливных сил.

Международная команда астрономов под руководством Калояна Пенева (Kaloyan Penev) из Принстонского университета недавно обнаружила гигантскую экзопланету, так называемый горячий Юпитер. Эта планета, получившая пока лишь кодовое название HATS-18b, представляет собой весьма интересный объект: она "раскручивает" свою родительскую звезду (ускоряет её вращение с помощью приливных сил).

Астрономы использовали венгерскую сеть автоматических телескопов HATSouth для того, чтобы обнаружить экзопланету, вращающуюся вокруг звезды HATS-18.

Исследовательская кампания проводилась в период с апреля 2011 года по июль 2013 года. Учёные получили более десяти тысяч изображений этой звезды, которая имеет сходство с нашим Солнцем.

Позднее астрономы провели ряд дополнительных спектроскопических наблюдений в 2015 году при помощи телескопа Обсерватории Сайдинг-Спринг (Siding Spring Observatory) в Австралии и телескопа Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили.

Согласно полученным данным, недавно обнаруженная экзопланета имеет радиус около 1,34 радиуса Юпитера, и она в два раза массивнее самой крупной планеты Солнечной системы. Орбитальный период HATS-18b равен 0,84 земных суток. Такая экзопланета, по словам экспертов, является типичным примером горячего Юпитера – гигантской газовой планеты с характеристиками, похожими на таковые у крупнейшей планеты Солнечной системы.

Горячие Юпитеры имеют высокую температуру поверхности, так как они вращаются очень близко к своим звёздам.

По мнению учёных, самым интригующим фактом является то, что новая экзопланета, по всей видимости, приливными силами раскручивает свою звезду.

Большая масса в сочетании с коротким орбитальным периодом предполагает сильную приливную взаимосвязь.

По словам астрономов, такая система может стать одной из лучших лабораторий для проверки теории взаимодействия звёзд и планет и формирования планет. Учёные планируют тщательно изучить эту систему и другие подобные с малым орбитальным периодом планет.

Препринт статьи, описывающей результаты исследования, опубликован на сайте arXiv.org. Будет ли она принята к публикации в рецензируемом журнале, покажет время.

Добавим, что недавно "Вести.Наука" сообщали об обнаружении целых трёх экзопланет, на которых может существовать жизнь.