Модифицированный вирус спасёт печень от гепатита и цирроза

Наблюдения под микроскопом: процесс расщепления повреждённых клеток и их "превращения" в здоровые.

Иллюстрация Microscape/Science Photo Library.

Новая печень без трансплантации – теперь это возможно. Учёные разработали вирусную терапию, которая поможет обновить повреждённые клетки печени и таким образом продлит жизнь многим пациентам.

Американские учёные объявили о революционном открытии: они создали вирус, который сможет восстановить печень после серьёзной болезни или излечивания от алкоголизма.

Сегодняшняя статистика неутешительна: десятки тысяч человек ежегодно умирают от различных заболеваний печени. Учёные по всему миру ищут способы спасения таких пациентов без трансплантации нового органа. Так, специалисты из Калифорнийского университета в Сан-Франциско разработали уникальную вирусную терапию. Направлена она главным образом на лечение фиброза печени, самым опасным следствием которого является полиорганная недостаточность.

После нескольких лет исследований специалисты выявили аденоассоциированный вирус (AAV), который безобиден для человека, однако вызывает крайне интересный иммунный ответ. При заражении миофибробластов (так называются клетки печени, повреждённые токсинами) вирус превращает их обратно в здоровые клетки печени — гепатоциты. Именно они отвечают за регенерацию тканей, повреждённых гепатитом С, циррозом и другими болезнями.

При первых испытаниях вируса число новых здоровых клеток было относительно небольшим – часто менее 1%. Однако и этого оказалось достаточно, чтобы уменьшить фиброз и улучшить функции печени.

"Наша методика эффективна потому, что печень сама по себе владеет способностью к естественной регенерации, так что она превосходно ладит с новыми клетками", — поясняет автор исследования доктор Хольгер Вилленбринг (Holger Willenbring).

А гепатоциты, "созданные" вирусом, тем временем не только приживаются, но и начинают делиться. Таким образом рубцовая ткань органа постепенно обновляется. При этом процент жира в клетках печени снижается на треть.

Пока что эксперименты с модифицированным вирусом проводились только на мышах, и теперь медикам предстоит испытать технологию на людях. Однако они уже сейчас полагают, что их методика спасёт множество пациентов, а также во многих случаях предотвратит необходимость трансплантации нового органа от донора.

Напомним также, что это не единственная методика лечения печени: многие учёные надеются, что в будущем регенерации тканей поспособствуют стволовые клетки, другие исследователи работают над созданием этого органа с нуля.

Подробности исследования опубликованы в научной статье, которая вышла в медицинском журнале Cell Stem Cell.