В рамках "Мирового фестиваля науки" биологи рассказали о революции в редактировании генома

Исследователи, работающие с методикой CRISPR, обсудили имеющиеся возможности и будущее редактирования генома человека.

Исследователи, работающие с методикой CRISPR, обсудили имеющиеся возможности и будущее редактирования генома человека.
Фото Ася Горина/"Вести.Наука".

В минувший четверг ведущие мировые биологи собрались в Нью-Йорке, чтобы рассказать о революции в редактировании генома — методике CRISPR. Специалисты из разных областей исследований поведали о своих работах и о том, как метод CRISPR может изменить будущее человечества.

С 1 по 5 июня 2016 года в Нью-Йорке, США, проходил "Мировой фестиваль науки" (World Science Festival). В рамках этого события прошло 50 лекций, коллоквиумов, дискуссий и вечеринок, тематика которых была посвящена самым разным областям науки — от экологии до астрофизики. Корреспондент "Вести.Наука" побывал на, возможно, одном из самых интересных мероприятий фестиваля — дискуссии, посвящённой революции в генетике.

В четверг, 3 июня 2016 года, в театре имени Джеральда Линча в Нью-Йорке прошла дискуссия о революционной методике редактирования генома CRISPR. В ней приняли участие шесть ведущих мировых биологов, каждого из которых можно назвать пионером в данной области.

Участниками дискуссии стали генетик из Гарвардского университета Джордж Чёрч (George Church), биохимик Люк Доу (Luke Dow) из Медицинского колледжа Уэйл Корнелл, биоэтик Джозефина Джонстон (Josephine Johnston) из Колумбийского университета, биолог Бен Мэттьюс (Ben Matthews) из Университета Рокфеллера, генетик Гарри Острер (Harry Ostrer) из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна и биолог Ноэль Сауэр (Noel Sauer). Модератором дискуссии выступил доктор Ричард Бессер (Richard Besser).

Все эти люди занимаются очень разными научными проектами. Однако их всех объединяет одно — использование методики CRISPR ("Вести.Наука" постоянно пишут обо всех новшествах в этой области науки). После вступительного слова модератора участники дискуссии кратко рассказали о том, чем занимаются в своих лабораториях. И уже сразу стало понятно, что методика редактирования генома используется не столько для того, чтобы манипулировать генами живых существ, сколько для того, чтобы изучать их наиболее пристально.

Доктор Сауэр рассказала о том, что цель её работы — создать пищевые культуры, которые смогут расти в неблагоприятных условиях. Но на данном этапе она и её команда в первую очередь используют методику CRISPR для подробного изучения сельскохозяйственных культур. Это, по её мнению, поможет понять, как максимально быстро и эффективно создать растения, которые прокормят будущие поколения.

"В ближайший век численность населения Земли возрастёт до девяти миллиардов. И всем этим людям надо будет что-то есть. Я думаю, что CRISPR станет спасением в этом вопросе", — отмечает исследовательница.

Доктор Мэттьюс также преследует глобальную цель в своей работе, но, как и доктор Сауэр, признаёт, что сегодня важнее использовать методику CRISPR как исследовательский инструмент. Мечта команды Мэттьюса — создать новое поколение комаров, которые не будут кусать человека. В наши дни эта проблема крайне актуальна, ведь пресса не устаёт пугать общественность малярией и вирусом Зика. По словам учёного, прогресс в данной сфере, безусловно, есть.

Гарри Острер также исследует чрезвычайно актуальную проблему — генетическую основу онкологических заболеваний. По его словам, главное преимущество методики CRISPR заключается в том, что она является квинтэссенцией всех предыдущих инструментов редактирования ДНК, и потому её легко можно совмещать с другими методами. Сегодня доктор Острер работает над статьёй об одном из самых своих революционных экспериментов — трансформации раковой опухоли в здоровую ткань. Именно благодаря методике CRISPR, согласно Остреру, это стало возможным.

Модератор дискуссии не мог не задать животрепещущий вопрос: как лично каждого из нас коснётся возможность манипулирования собственными генами? Биоэтик Джозефина Джонстон заявила, что её главный кошмар — это "отредактированные" дети.

"Если однажды я открою газету и прочту, что в мире родился первый генетически запрограммированный ребёнок, я пойму, что сбылся мой самый большой кошмар", — поделилась Джонстон.

Её коллеги согласились, что необходимо провести этическую границу между необходимостью редактирования генома и простым желанием сделать будущего ребёнка "идеальным". Участники дискуссии сошлись на том, что каким бы ни было законодательство будущего в данной сфере, решать, вмешиваться ли в гены своего ребёнка, всё равно должны будут родители.

"Прежде чем понять, можно ли методику CRISPR применять на человеческих эмбрионах, нужно понять, как будут "отредактированные" гены передаваться будущим поколениям и есть ли у нас возможность вернуть геном к прежнему состоянию", — отметила Джонстон.