Внезапно: развитие британской экономики под угрозой из-за дефицита археологов

Массовое захоронение эпохи викингов (X век), найденное при строительстве новой дороги в Дорсете. Фото: Historic England

Останки ископаемого слона, убитого 420 тысяч лет назад. Найдены при строительстве магистрали HS1 Фото: Historic England

Древнеримская скульптура орла, найденная при раскопках в Лондоне. Фото: MOLA

Компьютерная визуализация будущей высокоскоростной ж/д магистрали HS2. Иллюстрация: Universal News and Sports (Europe)

Экономическое развитие Великобритании под угрозой из-за острой нехватки археологов. Абсурдный британский юмор? Нет, это официальный вывод правительственной организации "Историческая Англия" (Historic England). Слабонервным российским археологам и защитникам исторического наследия дальше лучше не читать.

Истоки "проблемы" в том, что уже 25 лет в Великобритании действует закон, согласно которому девелоперы обязаны финансировать археологические раскопки на месте любого будущего строительства: без заключения археологов невозможно получить разрешение на это самое строительство.

До сих пор в целом все были довольны – и строители, и археологи, и граждане страны: эта "обязаловка" привела к замечательным находкам, британские археологи накопили столько опыта, что теперь считаются мировыми лидерами по части охранных раскопок, к тому же почти все нужные объекты в итоге были построены, сроки строительства соблюдены. О необычном и даже забавном исключении мы недавно рассказывали в материале "Английский археологический триллер: 300 скелетов найдено, продолжение следует".

Однако совсем скоро проблема задержек и несоблюдения сроков строительства может стать весьма насущной для экономики Великобритании. Ситуация осложнилась из-за слишком большого количества национальных инфраструктурных проектов, запланированных на ближайшие годы.

Среди них – высокоскоростная железнодорожная магистраль HS2 стоимостью 55,7 миллиардов фунтов стерлингов, железнодорожная ветка Crossrail2 между Лондоном и юго-восточными районами страны, электростанция Хинкли Пойнт, 24-километровый туннель Thames Tideway Tunnel для накопления и отвода сточных вод под руслом Темзы, благоустройство основных автомагистралей – всего более 40 масштабных инфраструктурных объектов в течение ближайших 17 лет.

Компьютерная визуализация будущей высокоскоростной ж/д магистрали HS2. Иллюстрация: Universal News and Sports (Europe)

Реализация этих планов может оказаться под угрозой из-за нехватки квалифицированных специалистов для проведения охранных раскопок в зонах строительства. Ник Шеперд (Nick Shepherd), глава британской Федерации археологических работников и менеджеров, объясняет: "Сроки реализации новых национальных проектов в области инфраструктурного и жилого строительства зависят не только от инженеров и рабочих, но и от археологов. Проведение археологических исследований является обязательной частью процесса".

В настоящее время в так называемой "коммерческой археологии" Великобритании задействованы 3000 человек. Эксперты организации "Историческая Англия" подсчитали, что для удовлетворения растущего спроса количество археологов должно вырасти как минимум на четверть, то есть до 3750 человек, за ближайшие шесть лет.

"Количество квалифицированных археологов не может просто взять и вырасти само по себе. Для удовлетворения растущего спроса необходимы совместные действия многих организаций, а также координирование этих действий с "Исторической Англией" и нашими партнерами, работающими в сфере сохранения исторического наследия. Проще говоря, стране нужно больше людей, умеющих работать скребком и лопатой в археологическом раскопе, и нам пора задуматься, как привлечь молодежь в эту профессию", — сказал Дункан Уилсон (Duncan Wilson), глава Historic England. Под надзором этого правительственного органа находятся 400 памятников истории и культуры, "Историческая Англия" также осуществляет контроль за сохранением исторической среды.

Отчет экспертов "Исторической Англии" призывает к немедленным действиям – как со стороны учебных заведений, так и со стороны работодателей. Для того чтобы увлечь молодежь археологией (наукой, в которой навыки Индианы Джонса ценятся меньше, чем экспертное владение "скребком и лопатой", по выражению Уилсона), предлагается организовать для детей и подростков различные подготовительные и тренировочные программы, стимулировать участие детей в археологических полевых школах и так далее. Иными словами, помочь современным школьникам принять осознанное решение о выборе профессии до поступления в университет.

В своем отчете специалисты "Исторической Англии" приводят несколько примеров выдающихся находок, сделанных во время подготовки к строительству крупных объектов:

- Останки ископаемого слона, которого 420 тысяч лет назад пре-неандертальцы забили кремневыми ножами. Слона нашли в Эббсфлите (графство Кент) во время строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали HS1.

Останки ископаемого слона, убитого 420 тысяч лет назад. Найдены при строительстве магистрали HS1 Фото: Historic England

- Единственный в Великобритании древнеримский ипподром, где проводились гонки на колесницах. Обнаружен при строительстве жилого комплекса в Колчестере.

- В 2013-м, в последние часы археологических работ на стройплощадке в Лондоне, была найдена исключительной ценности древнеримская фигурка орла, держащего в клюве змею. Это каменное изваяние служило украшением роскошного мавзолея I-II веков нашей эры.

- Массовое захоронение эпохи викингов в Дорсете, обнаруженное при строительстве новой дороги в преддверии Олимпийских игр 2012 года. Дальнейшие исследования показали, что 50 обезглавленных скелетов и 50 аккуратно сложенных рядом отрубленных голов принадлежат не местным жителям-англосаксам, как того следовало ожидать, а грозным завоевателям-викингам.

Массовое захоронение эпохи викингов (X век), найденное при строительстве новой дороги в Дорсете. Фото: Historic England

Законы об обязательных археологических раскопках на месте будущего строительства существуют во многих странах, не только в Англии. Например, в России действует федеральный закон № 73-ФЗ от 2002 года, определяющий правила проведения археологических изысканий при строительстве и реконструкции объектов. Разница лишь в применении законов на практике.

О не всегда равной борьбе российских археологов и защитников исторического наследия с властями и девелоперами на сайте "Вести" часто пишет известный москвовед Александр Можаев. Больше подробностей – в его материалах "Траншейная археология", "Большое археологическое закрытие" и других.