Исследование: родители ничего не знают о виртуальной жизни своих детей

Длительное пребывание в сети не лучшим образом сказывается и на успеваемости: среди тех, кто проводит в Интернете много времени, меньше отличников и больше троечников.

Длительное пребывание в сети не лучшим образом сказывается и на успеваемости: среди тех, кто проводит в Интернете много времени, меньше отличников и больше троечников.
Иллюстрация Global Look Press.

Студенты философского факультета ТГУ реализовали социально значимый проект. Они провели исследование, целью которого было выяснить, насколько родители школьников информированы о поведении их детей в Интернете. Результаты заставляют задуматься о многом.

Студенты философского факультета ТГУ получили благодарность Администрации города Томска за реализацию социально значимого проекта. Они провели исследование, целью которого было выяснить, насколько родители школьников информированы о поведении их детей в Интернете.

"Идея проведения такого исследования продиктована временем, сейчас в Сети все чаще звучат экстремистские призывы, есть немало другой информации, способной оказывать отрицательное влияние на молодежь, – говорит заведующий кафедрой социологии философского факультета Виталий Кашпур. – Мы решили посмотреть, насколько родители – главный субъект воспитания ­– осведомлены о виртуальной жизни их детей. Результаты заставляют задуматься о многом".

В проекте, куратором которого выступил старший преподаватель факультета Дина Афанасьева, было задействовано 15 студентов-третьекурсников. Они провели анкетирование 1132 родителей учеников 1-11 классов школ Томска, Северска и Томского района. Результаты опроса показали: чем старше ребенок, тем менее "прозрачным" является его поведение в Интернете. Если в начальных классах 92% родителей контролируют интернет-активность своих детей, то у школьников среднего звена родительсткй контроль "включён" лишь в 83% случаев, а у старшеклассников показатель и вовсе составил 65% . При этом 73% родителей от общего числа опрошенных считают, что виртуальные сети содержат информацию, опасную для детей.

Самое большее опасение у них вызывают ресурсы, пропагандирующие насилие и жестокость (77%), почти стольких же тревожит свободный доступ к порносайтам (74%). В меньшей степени вызывает опасение разглашение приватной информации (37%) и демонстрация материалов, разжигающих национальную рознь (36%).

"Исследование показало, чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит в Интернете: в 1-4 классе средний показатель составляет один час, к 10-11 классу он возрастает до трех часов, более того, есть старшеклассники, которые проводят в Интернете до 6 часов ежедневно, – отмечает студентка философского факультета ТГУ Алина Аббасова. – Большинство родителей пытаются контролировать пребывание ребенка во Всемирной паутине, но многим это плохо удается, поскольку их дети лучше владеют компьютером".

Основным средством контроля выступает ограничение времени пребывания в Интернете и просмотр истории посещения ресурсов. Многие мамы и папы не знают о программах родительского контроля, которые позволяют устанавливать фильтры и отсеивать лишнюю информацию. Более того, немало тех, кто заявил о своем нежелании повышать компьютерную грамотность и считает, что функцию контроля должна выполнять школа.

Исследование также показало, что длительное пребывание в Сети не лучшим образом сказывается и на успеваемости. Среди тех, кто проводит в Интернете много времени, меньше отличников и больше троечников.

Социологи ТГУ убеждены: детям и их родителям необходим ликбез, в рамках которого им будут объяснять, что виртуальная жизнь оказывает серьезное влияние на реальную – например, выставленная на всеобщее обозрение приватная информация может серьезно помешать будущей карьере, а некоторые действия в Сети могут повлечь за собой административную и уголовную ответственность.

Добавим, что следующим шагом в исследовании поведения детей в Интернете станет работа непосредственно со школьниками. К ней кафедра социологии ТГУ планирует приступить в начале нового учебного года.