Европейское окно в космос: ESO подписало контракт на строительство рекордного сверхтелескопа

Среди областей исследований сверхтелескопа √ галактики с большим красным смещением, области звездообразование, экзопланеты и протопланетные системы.

Иллюстрация ESO/L. Calcada/ACe Consortium.

Программа E-ELT принята в 2012 году, а в конце 2014 года было официально объявлено о начале строительства телескопа. Первые наблюдения запланированы на 2024 год.

Иллюстрация ESO.

Руководство Европейской южной обсерватории заключило крупнейший в истории наземной астрономии контракт. Он дал старт строительству сверхтелескопа с исключительно большой апертурой. По чёткости и разрешению его оптика превзойдёт "Хаббл" в 15 раз.

Руководство Европейской южной обсерватории (ESO) официально заявило о подписании самого крупного контракта в истории наземной астрономии. Он был заключён 25 мая 2016 года в штаб-квартире ESO в немецком Гархинге с консорциумом ACe. Предмет контракта – строительство башни, купола и механических конструкций сверхтелескопа "Европейского чрезвычайно большого телескопа" (E-ELT).

Как уже было известно ранее, E-ELT с главным зеркалом диаметром 39 метров станет самым большим телескопом, работающим в оптическом и ближнем инфракрасном диапазоне в мире.

Контракт предусматривает проектирование, изготовление, транспортировку, строительство, окончательную сборку и тестирование башни, купола и механических конструкций телескопа. Его приблизительная сумма составляет 400 миллионов евро.

На церемонии впервые обнародован проект конструкции E-ELT. Циклопический вращающийся купол весом пять тысяч тонн в диаметре составит 85 метров. Башня телескопа поднимется на 80 метров в высоту и по площади будет сравнима с футбольным полем.

Готовое здание E-ELT будет содержать в себе примерно 30 миллионов болтов, а его сборка потребует 1,75 миллиона человеко-часов и 8 мегаватт энергии. Обход купола готового телескопа займёт как минимум полчаса, отмечают строители. Зеркало E-ELT будет состоять из 798 шестиугольных сегментов размером 1,4 метра и толщиной пять сантиметров.

Гигантский телескоп установят в северной части Чили, в месте, известном как Серро Армазонес – это пик высотой в три тысячи метров, примерно в 20 километрах от Обсерватории ESO на горе Параналь. Уже построено шоссе, ведущее к будущей обсерватории, и проведено выравнивание площадки под строительство башни телескопа – оно будет запущено в 2017 году.

"Сегодня мы просто не можем себе представить, какие грандиозные открытия будут сделаны с помощью E-ELT. Они заставят людей во всём мире задуматься о роли науки и техники, о нашем месте во Вселенной. Документы, которые мы подписали сегодня, – залог того, что E-ELT действительно будет построен к 2024 году", — отметил гендиректор ESO Тим де Зеу (Tim de Zeeuw).

В ближайшем будущем ожидается подписание контракта на создание гигантского вторичного зеркала телескопа.

Светособирающая поверхность E-ELT будет больше, чем у всех существующих сейчас оптических телескопов вместе взятых, а его система адаптивной оптики обеспечит примерно в 15 раз большее разрешение и чёткость изображения, чем реализует на тех же длинах волн космический телескоп "Хаббл".

По словам де Зеу, несмотря на текущую политическую ситуацию, Европейская южная обсерватория открыта для широкого международного сотрудничества и не возражает против работы с российскими астрономами и предприятиями по производству астрономических инструментов.

"Конечно, можно с уверенностью сказать, что дверь не закрыта для России. Проекты по сотрудничеству обсуждались в прошлом, и, если у России есть интерес, мы всегда готовы рассмотреть предложения наших коллег. Я не вижу никаких проблем с участием России – наоборот, у нас хорошие отношения с российскими заводами и учёными, и мы хотели бы видеть Россию в числе стран-членов ESO", — рассказал РИА Новости Тим де Зеу.