Детёныши гигантских динозавров были на удивление самостоятельными

На изображении сравнивается размер детёныша гигантского динозавра по отношению к человеку при рождении. Справа показано, каким он вырастает

(иллюстрация Curry Rogers, M. Whitney, M. D'Emic, B. Bagley).

Сохранившиеся кости детёнышей динозавров

(фотография K. Curry Rogers, M. Whitney, M. D'Emic, B. Bagley).

Сохранившиеся кости детёнышей динозавров
Палеонтологи обнаружили редкую находку — кости детёнышей гигантских динозавров. Анализ показал, что такие животные уже с рождения были полностью независимыми и сами добывали себе пропитания. Более того, за неделю после рождения они из маленьких существ превращались во вполне себе крупных особей.

Родители часто думают, что их дети быстро растут. Но учёные обнаружили, что сложнее всего в этом отношении было динозаврам: новое исследование показало, что детёныш титанозавра превращался из крошечного существа в настоящего гиганта в мгновение доисторического ока.

При рождении детёныши титанозавра (titanosaur) весили в среднем примерно столько же, сколько и средний ребёнок человека – от трёх до четырёх килограммов. В течение же нескольких последующих недель они достигали размеров крупной собаки весом более 30 килограммов. В возрасте 20 лет эти существа уже были больше, чем современные общественные автобусы.

Но даже самые крупные динозавры во все времена начинали свою жизнь, вылупляясь из яйца. И новое исследование палеонтологов, проанализировавших редкие окаменелости детёныша титанозавра, показало: когда эти "скороспелые" существа появлялись на свет, они были предоставлены сами себе в суровом окружающем мире.

Кости, найденные на Мадагаскаре, принадлежали травоядному динозавру — рапетозавру вида Rapetosaurus krausei. Этот вид относится к титанозаврам — роду, включавшему в себя крупнейших из известных динозавров, а также знаменитых апатозавров ("обманчивых ящеров").

Палеонтолог Кристина Карри Роджерс (Kristina Curry Rogers) из колледжа Макалестер, просматривая коллекцию костей черепах и крокодилов, наткнулась на крошечные останки детёныша рапетозавра.

Редкий экземпляр предоставил прекрасную возможность изучить детали жизни динозавров, о которых специалисты мало что знают до сих пор. Отмечается, что о периоде взросления практически любых древних видов учёные выуживают знания по крупицам, так как нечасто находят кости молодых особей.

"Мы хотели собрать всё, что могли из этих костей — данные об анатомии, размере тела", — говорит Роджерс.

Сохранившиеся кости детёнышей динозавров

Все полученные детали дали представление о том, как детёныши "ужасных ящеров" начинали свою жизнь. "Глубоко внутри всех останков в нашем экземпляре обнаружились некоторые различия в структуре строения кости, которую мы определили как "линия вылупления", — рассказывает исследовательница. Эта линия предоставляет собой "границу", которая разделяет жизнь в яйце и вне него после вылупления. Отмечается, что различия во внутренней структуре кости у современных ящериц и крокодилов также указывает на то, когда животное появилось на свет из яйца.

Определив размер древнего существа при "рождении" по линии вылупления, а также при смерти, учёные выяснили, что детёнышу рапетозавра было от 39 до 77 дней.

Исследователи также установили удивительный факт: на момент вылупления из яйца его вес составлял порядка 3,4 килограмма, а на момент смерти всего через несколько недель – уже около 40 килограммов.

Пропорции его кости также напоминали те, что были обнаружены у взрослых особей. Кроме того, моделирование того, как кость ведёт себя под нагрузкой, указало палеонтологам на то, что молодое животное двигалось довольно активно.

Собранные вместе подсказки "иллюстрируют, что рапетозавры, вероятно, защищали сами себя после вылупления из яйца без особого родительского попечения", — добавляет Роджерс.

Состояние сохранившихся хрящей показывает, что детёныш голодал до самой своей смерти, что согласуется с идеей, что доисторическая среда обитания была суровым местом, где мог выжить далеко не каждый. Ежегодный сухой сезон, вероятно, означал гибель для многих детёнышей динозавров, оставленных или потерянных своими родителями.

Исследование было опубликовано в научном журнале Science.

Ранее "Вести.Наука" рассказывали о том, как палеонтологи узнали о беременности тираннозавра по составу его кости.