Человек разумный мог истребить индонезийских хоббитов

Реконструкция облика Homo floresiensis √ проточеловека с острова Флорес

(фото B. Christopher).

(иллюстрация SPL).

Известняковая пещера Лианг Буа на острове Флорес, в которой проводились раскопки

(фото Smithsonian Digitization Program Office/Liang Bua Team).

Ископаемые останки были обнаружены в отложениях возрастом в 60-100 тысяч лет

(фото Liang Bua Team).

Останки современных людей также были обнаружены в пещере, но в более молодых слоях

(фото Liang Bua Team).

Человек флоресский (слева) обладал куда меньшими размерами черепа, чем современные люди

(фото Ira Block, National Geographic Creative).

Доцент Максим Обер с черепом человека флоресского

(фото Griffith University).

Реконструкция облика Homo floresiensis √ проточеловека с острова Флорес
Ископаемые останки были обнаружены в отложениях возрастом в 60-100 тысяч лет
Доцент Максим Обер с черепом человека флоресского
Международная группа ученых по результатам исследования предположила, что древний вид людей-хоббитов Homo floresiensis, живший некогда в индонезийских тропиках, вымер раньше, чем было принято считать.

Результаты нового исследования, проведённого международной группой учёных, показали: древний вид людей-хоббитов, Homo floresiensis, по всей видимости, вымер несколько раньше, чем было принято считать. Но такое умозаключение опровергает гипотезу, что жители острова Флорес сосуществовали с человеком разумным на протяжении десятков тысяч лет.

Как оказалось, самый "молодой" человек-хоббит жил 50 тысяч лет тому назад, хотя ранее высказывались предположения о том, что эти протолюди жили ещё 11-13 тысяч лет назад.

(иллюстрация SPL).

Индонезийские учёные при поддержке исследователей из научного центра эволюции человека при Гриффитском университете обнаружили неточности в работах предыдущих исследовательских групп, работавших на раскопках в пещере Лианг Буа.

"Судя по всему, человек флоресский вымер после того, как наш вид достиг острова Флорес, что порождает логичный вывод: прямые предки современного человека истребили маленьких людей, – говорит доцент археологии и геохронологии Максим Обер (Maxime Aubert). – Для проверки возраста H. floresiensis мы измеряли уровни урана и тория в окаменелостях, и наши выводы однозначно показали: самые последние хоббиты жили примерно 60 тысяч лет назад. Последние их простейшие каменные орудия ещё появлялись 50 тысяч лет назад. После следы этого вида больше не появляются".

Пока не совсем ясно, как именно были истреблены люди-хоббиты. Одна из гипотез предполагает, что наши предки истребили основной источник белковой пищи человека флоресского – миниатюрных слонов стегодонов, а также других представителей значимой фауны.

Кости маленьких людей были найдены в 2003 году во время раскопок в известняковой пещере Лианг Буа, при этом учёным сразу бросились в глаза существенные отличия этого вида в размерах.

Учёные полагают, что крошечные пещерные жители эволюционировали из древней ветви протолюдей, высадившихся на острове Флорес по меньшей мере миллион лет тому назад.

Ранее считалось, что популяция вымерла примерно 12 тысяч лет назад, однако индонезийская локация отличается сложной структурой, и учёным удалось поднять лишь малую часть артефактов и останков. Годы дальнейших раскопок привели к более чёткому пониманию последовательности археологических слоёв в пещере: теперь очевидно, что первая команда была введена в заблуждение более молодым культурным слоем, аналогичным по составу, но принадлежавшим другому виду – человеку разумному.

Дело в том, что первоначальный анализ основывался лишь на изучении окружения останков, а не самих костей – останки были слишком хрупкими для осуществления радиоуглеродного датирования.

"Теперь, когда неточность устранена, мы сможем лучше понять историю этого угасшего вида, – считает Обер. – Однако до сих пор остаётся тайной, что же случилось с этими существами".

Новый диапазон дат позволяет минимизировать вероятность того, что хоббиты могли скрещиваться и иметь родственные связи с человеком разумным.

Впрочем, по-прежнему остаётся возможность, что хоббиты обитали не только в одной пещере острова Флорес. И если будут найдены другие следы их пребывания, это позволит уточнить историю вида. По мнению специалистов, H. floresiensis могла постигнуть та же участь, что и европейских неандертальцев – наш быстро развивавшийся вид просто вытеснил их.

Научная статья о датировке костей протолюдей-хоббитов была опубликована в журнале Nature.