Слепые пещерные креветки выживают после "ледяной спячки"

Учёные обнаружили креветок, которые способны выжить после того, как провели зиму во льду

(фотография Luis Espinasa).

Биологи намерены выяснить, каким образом этим животным удаётся не умереть при глубокой заморозке

(фотография Luis Espinasa).

Глубоко в ледяных пещерах гор Шаванганк, расположенных в штате Нью-Йорк, США, живут крошечные ракообразные с необычными способностями. Несмотря на то, что они слепы, эти существа могут реагировать на свет. Кроме того, они не испытывают проблем, если на время вмерзают в лёд во время холодных зим.

Луи Эспинаса (Luis Espinasa), биолог из Марист-колледжа, впервые наткнулся на двухсантиметровую креветку во время туристического похода со своим маленьким сыном. "Я искал различных существ, как я всегда это делаю, и вдруг сын крикнул: "Пап, смотри сюда!", — рассказывает Эспинаса.

Через несколько лет уже сын учёного захотел изучить существ для своего школьного научного проекта. Ему стало любопытно, каким образом маленькие креветки выжили в ледяном "доме" зимой.

И хотя есть примеры животных, которые могут спокойно переживать полную заморозку, но немногие из них были найдены в пещерах. "Пещерные обитатели, как правило, не приспособлены к замораживанию", — говорит Эспинаса.

Да они обычно и не нуждаются в этом: большинство пещер, таких как известняковые пещеры, в которых чаще всего встречаются те самые представители вида Stygobromus allegheniensis, поддерживают достаточно стабильную температуру на протяжении всего года.

Ледяные пещеры, однако, бывают разными. Там, где обитают необычные креветки, являются тектоническими, сформированными разломами и трещинами в скале. Снег и холодный воздух проникает в пещеры через отверстия наверху и за счёт этого создаётся охлаждённая среда. То есть стены и дно периодически покрываются сплошным льдом.

Эксперименты учёных показали, что креветки способны выживать после заморозки в твёрдых блоках льда в течение нескольких часов. Но биологи предполагают, что в естественных условиях креветки могут провести в глубокой заморозке намного дольше.

Пока не ясно, как существа "впадают в ледяную спячку", но учёные намерены выяснить это в следующих исследованиях.

Животные, как правило, выживают в глубокой заморозке, заполняя свои тела веществами, такими как глицерин, различными сахарами или аминокислотами. Они снижают уровень замерзания воды внутри них, и тем самым предотвращают образование кристаллов льда, которые по мере роста разрывают клетки и убивают существо.

Биологи также обнаружили во время экспериментов, что слепые креветки могут реагировать на свет. Эспинаса поясняет, что пока неизвестно, что именно существа используют вместо глаз. Но предварительные результаты позволяют предположить, что светочувствительные элементы могут находиться на их голове.