Луна изменила ось своего вращения, оставив для нас ледяные следы того события

Возможно, сдвиг был следствием вулканической активности земной соседки

(иллюстрация James Tuttle Keane).

Предполагаемые ледяные участки находятся друг напротив друга, словно разноимённые полюса

(иллюстрация James Tuttle Keane).

Возможно, сдвиг был следствием вулканической активности земной соседки
Учёные считают, что Луна изменила ось своего вращения, что привело к сдвигу её северного и южного полюсов. Таким образом, сегодня она обращена к Земле совсем не той стороной, что была "закреплена" изначально.

Астрономы, работающие с данными миссии NASA конца 1990-х годов Lunar Prospector, обнаружили две богатые водородом области близ полюсов Луны, где, по всей видимости, присутствует водяной лёд. Ледяные участки находятся ровно друг напротив друга, а "ось" между ними проходит точно через центр Луны.

Исследователи предположили, что 3,5 миллиарда лет тому назад эти области были полюсами спутника (теми самыми ледяными полярными шапками, что наблюдаются и на Земле).

По мнению учёных, Луна постепенно раскачивалась, из-за чего ось вращения спутника, как и полюса, сдвинулись на 6 градусов (на расстояние около 200 километров). Произошло это несколько миллиардов лет назад, а причиной необычного явления (впрочем, не столь редкого для космоса) была вулканическая активность региона, называемого Процелларум (Procellarum).

Именно на этой территории находится большая часть лунных тёмных пятен, которые хорошо видны с Земли. Вулканы и связанная с ними геологическая активность сделали местность теплее и светлее, чем остальные части космического тела.

"Падение плотности произвело сдвиг. Вероятно, движение продолжалось около миллиарда лет. И этим можно объяснить странное расположение палеополюсов, – комментирует Мэтт Зиглер (Matt Siegler) из Научного института планетарных исследований в Аризоне. – Регион Процелларум был наиболее геологически активен в самом начале лунной истории, что указывает на блуждание полюсов, происходившее миллиарды лет тому назад".

Древняя вулканическая область 3,5 миллиарда лет тому назад могла растопить часть мантии Луны, заставив её пузыриться у поверхности, а корка из радиоактивных элементов, покрывающая область Процелларум, действовала как бойлерная печь, подогревая мантию под собой. Часть материала расплавилась, образовав тёмные пятна, а само это изменение и вызвало сдвиг оси, который происходил со скоростью примерно в сантиметр за каждые 50 лет.

Доктор Зиглер и его коллеги обнаружили свидетельства богатых водородом участков, просматривая добытую нейтронным спектрометром информацию. Межпланетная станция Lunar Prospector с соответствующим инструментом на борту измеряла количество отскакивающих от поверхности Луны нейтронов, которые падали на неё вместе с космическими лучами.

Пойманный сигнал указывает на наличие водяного льда, который может существовать (и существует) в постоянно затенённых кратерах на полюсах Луны. Однако почему лёд появился в регионах, которые некогда находились в солнечном свете, не понятно до сих пор.

Исследователи предполагают, что вода, ставшая льдом, была занесена астероидами, но эти выводы требуют дальнейшего изучения вопроса.

Кстати, ещё раньше некоторые учёные уже предполагали, что лунная ось в прошлом сдвигалась, причём тогда было высказано ещё большее значение – в 35 градусов.

Новая научная статья была опубликована журналом Nature.