Клетки из мочи недоношенных детей могут помочь в восстановлении почек

Учёные выяснили, что в моче недоношенных детей находится больше клеток-предшественников, чем в образцах, взятых у взрослого человека. Такие клетки можно дифференцировать в зрелые клетки почек

(фотография Global Look Press).

Сейчас учёные намерены провести ряд исследования, чтобы выяснить, поможет ли такой метод при лечении почек или нет

(фотография Global Look Press).

Команда исследователей из Бельгии выяснила, что моча недоношенных детей содержит большое количество стволовых клеток, которые, по мнению учёных, могут стать мощным инструментов в восстановления пациентов с болезнями и травмами почек.

Моча недоношенных детей может предоставить богатый запас стволовых клеток, которые будут использованы в медицинском лечении или обновлении повреждённых почек. По мнению учёных, новый метод лечения с помощью клеток, полученных из мочи, может привести к прорыву в области регенеративного восстановления пациентов с болезнями и травмами почек.

Как правило, почки человеческого эмбриона заканчивают формироваться приблизительно к 34 недели беременности. В течение жизни клетки почек могут разрушаться из-за естественного старения или же из-за болезни, а также последствий различных травм.

Медики по всему миру уже давно ищут методы восстановления клеток почек, например, заставляя другие типы клеток брать на себя фильтрационные свойства.

Найти новый способ лечения попытались Елена Левченко (Elena Levtchenko) и Фанни Оливейра Арколино (Fanny Oliveira Arcolino) из Левенского католического Университета, а также их коллеги, которые исследовали стволовые клетки или клетки-предшественники почек в моче здоровых взрослых людей. Они выяснили, что после завершения процесса формирования почек, такие клетки встречаются очень редко.

"Мы подумали, что моча младенцев, родившихся преждевременно, была бы лучшей альтернативой, потому что их почки находятся всё ещё на стадии развития, — говорит Левченко. – Мы собрали образцы мочи недоношенных новорождённых через один день после их рождения и обнаружили, что в 50% случаев в образцах содержатся клетки-предшественники".

Такие клетки могут дифференцироваться в зрелые клетки почек. Учёные научились "выращивать" из них нужные клетки почек, изменяя питательную среду, в котором находились образцы. "Они работали также как клетки почек и делали то, что должны были делать клетки почек", — отмечает Левченко.

Такие клетки недоношенных детей, вероятно, могут защитить другие клетки от повреждений. Когда учёные использовали цисплатин — токсичный противораковый препарат – для лечения клеток почек взрослого человека, то все клетки умирали. Но когда учёные добавляли стволовые клетки младенцев в изучаемую культуру, они обнаруживали, что, несмотря на то, что некоторые клетки почек умирали, другие восстанавливались и выживали.

"Такие клетки могут стать мощным инструментом в использовании клеточной терапии и регенерации повреждённых почек", — говорит Арколино. Она также отметила, что почечная недостаточность является одним из возможных последствий преждевременных родов. Сохранение клеток-предшественников, взятых вскоре после рождения, вероятно, может стать спасением для таких новорождённых, добавляет учёный.

В теории такие клетки могут быть использованы для лечения почек, повреждённых из-за болезни, говорит Левченко. Если такой терапевтический метод себя оправдает, то имеет смысл создавать банк стволовых клеток из мочи недоношенных детей, которые будут применяться в лечении, добавляет Левченко.

Исследователи намерены продолжить научную работу в этой интересной области.

Результаты последнего исследования опубликованы в издании Journal of the American Society of Nephrology (JASN).

Добавим, что ранее "Вести.Наука" писали о том, что клетки пуповинной крови справляются с раком лучше, чем зрелые лимфоциты.