Древние броненосцы вырастали до размеров автомобиля

Дедикурусы √ вымершие предки броненосцев, на хвосте которых была "булава"

(иллюстрация Peter Schouten).

Дедикурус существенно превышал в размерах своих ныне живущих родственников

(иллюстрация Science Photo Library).

Современный девятипоясной броненосец

(фото Science Photo Library).

Как ни странно, но карликовый плащеносный броненосец является ближайшим родственником вымерших глиптодонтов

(фото Science Photo Library).

Дедикурусы √ вымершие предки броненосцев, на хвосте которых была "булава"
Современный девятипоясной броненосец
в ходе нового исследования учёные проанализировали ДНК гигантских бронированных животных с остроконечными булавами на хвостах. Как оказалось, эти существа были предками современных броненосцев, однако во много раз превышали их по размерам.

Новый генетический анализ глиптодонтов (Glyptodontidae), древних бронированных существ размером с современный Volkswagen "жук", показал, что они тесно связаны с современными броненосцами.

Глиптодонты бродили по территории Южной Америки миллионы лет назад и вымерли лишь во время последнего ледникового максимума около 10 тысяч лет тому назад.

Бронированный хвост животного, огромные размеры и поразительная костяная оболочка заинтересовали многих учёных после того, как Чарльз Дарвин собрал первые известные образцы в начале 1830-х годов. Хотя глиптодонт и выглядел как гигантский броненосец, до сих пор учёные не были точно уверены, что существо вписывается в родословную этих млекопитающих.

Дедикурус существенно превышал в размерах своих ныне живущих родственников

"Полученные нами проливают свет на семейные узы загадочных тварей. Огромные липтодонты очаровали многих учёных, но долгое время их семейное древо было окутано тайной, – комментирует эволюционный генетик и антрополог Хендрик Пойнар (Hendrik Poinar). – Мы долгое время не могли понять, был ли глиптодонт гигантским предком современных броненосцев или же он был странным ответвлением с экзоскелетом, состоявшим из сросшихся костей. Теперь мы точно знаем, что они были угасшим видом, возникшим около 35 миллионов лет тому назад".

Глиптодонты – часть надотряда неполнозубых, среди которых – муравьеды, ленивцы, вымершие гигантские ленивцы, вымершие звери семейства Pampatheriidae. Генетический анализ также показал, что глиптодонт является не просто частью отряда броненосцев, но и близким родственником современных зверей.

Международная группа учёных использовала методы ДНК-экстракции (выделения ДНК) из древних образцов, принадлежавших 1200-летнему дедикурусу (Doedicurus), одному из крупнейших представителей глиптодонтов. Анализ ископаемых, найденных в Аргентине (сейчас образцы хранятся в музее Буэнос-Айреса), позволил составить последовательность митохондриальной ДНК — генетических данных, передаваемых по материнской линии. Затем полученные данные сравнили с митохондриальными ДНК других неполнозубых.

Современный девятипоясной броненосец

"Анализ древней ДНК позволяет решить ряд вопросов, связанных с филогенетической позицией и эволюционными связями вымерших млекопитающих. Однако не всегда легко извлечь необходимую ДНК из ископаемых образцов, – говорит Пойнар. – В данном случае мы смогли реконструировать митохондриальный геном".

Дополнительный анализ показал, что последний общий предок глиптодонтов и современных броненосцев весил около шести килограммов. По-видимому, после разделения начался стремительный рост глиптодонтов, так как вырастали они сначала до 80 килограммов, а затем, в течение плейстоцена, начали достигать двух тонн и четырёх метров в длину.

Научную статью об исследовании можно прочитать в издании Current Biology.