Стресс укорачивает ДНК или нет?

Хромосомы человека (показаны серым цветом) с теломерами (белые)

(фото PD-NASA; PD-USGOV-NASA).

Учёные систематизировали все предыдущие исследования, чтобы понять, как психологическое состояние человека сказывается на длине теломер, определяющих старение ДНК. Выводы оказались неоднозначными.

Теломеры – концевые участки хромосом, которые похожи на колпачки, защищающие ДНК от повреждений. По мере старения организма, теломеры постепенно укорачиваются, теряя свою защитную функцию.

У разных людей длина теломер разная, так что теломеры можно считать показателем биологического возраста человека (в отличие от возраста по паспорту). Короткие теломеры связаны с заболеваниями сердца, метаболическим синдромом, нейродегенеративными и другими хроническими заболеваниями.

Общеизвестно, что длина теломер связана с болезнями, однако учёные давно задавались вопросом – может ли она зависеть от того, что происходит в сознании человека? В ходе лабораторных исследований с помощью опытов на мышах было обнаружено, что гормон стресса катехоламин повреждает хромосомы. Другие исследования подтвердили: стресс способен сокращать теломеры и у людей.

Учёные из Стэнфордского университета во главе с Майей Матур (Maya B. Mathur) провели крупнейший на сегодняшний день мета (запрещена в РФ)-анализ, систематизировав данные 22 предыдущих исследований, чтобы понять, каково влияние стресса на ДНК. Учёные обнаружили удивительно малое соотношение между стрессом и длиной теломер (r = -0,06). Эффект оказался схожим и для мужчин, и для женщин.

Во время исследования стресс испытуемых, как правило, измерялся благодаря вопросам о том, как они чувствовали себя в течение последнего месяца (например: "Как часто в прошлом месяце вы чувствовали, что были не в состоянии контролировать важные вещи в своей жизни?"). Вполне возможно, что в долгосрочной перспективе стресс может иметь более существенные последствия. До сих пор было проведено очень мало исследований, способных измерить стресс несколько раз в течение нескольких лет или даже десятилетий, а не месяцев.

Так как в ходе нового исследования учёные использовали данные предыдущих работ, они могли сделать выводы относительно разных демографических групп. Некоторые исследователи в основном работали с белым населением с высоким уровнем доходов, другие специально набирали респондентов, столкнувшихся с серьёзными проблемами в жизни (например, с домашним насилием или необходимостью постоянно ухаживать за больным родственником), третьи – опрашивали людей с определёнными заболеваниями (например, с мастоцитозом).

Вполне возможно, что стресс может оказывать особенное влияние на людей, постоянно сталкивающихся с невзгодами. Однако у них соотношение было не намного больше (r = -0,10) и разница не была статистически значимой.

Авторы нового исследования полагают, что популярная гипотеза о том, что стресс повреждает теломеры, может быть поставлена под сомнение. Хотя до окончательных выводов пока далеко, так как исследование поднимает множество новых вопросов.

Научная статья была опубликована в журнале Brain, Behavior, and Immunity.