Физические нагрузки замедляют развитие рака у мышей

Выброс адреналина при нагрузках заставляет клетки иммунной системы действовать быстрее

(фото Flickr).

Во время бега в крови у мышей увеличивается количество NK-клеток и сигнального медиатора интерлейкина 6 (IL-6), который направляет лейкоциты на опухоль, замедляя её рост

(иллюстрация Line Pedersen et al).

Любую болезнь лучше предупредить, чем потом лечить. В случае раковых заболеваний, когда на карту зачастую ставится жизнь, эта простая истина актуальна как никогда. И возможное решение лежит на поверхности.

Уже довольно давно известно, что регулярные физические нагрузки существенно снижают как риск развития рака, так и его повторное появление. Тем не менее, механизмы, лежащие в основе такой защиты, до сих пор недостаточно хорошо изучены.

Основными борцами с раком в организме животных и человека считаются так называемые естественные киллеры (общепринятое название на английском языке – Natural killer cells или NK). Эти большие гранулярные лимфоциты являются частью клеточного врождённого иммунитета и токсичны для опухолевых клеток.

Команда исследователей из Дании под руководством Пернилле Ходжмана (Pernille Hojman) из Университета Копенгагена решила выяснить, как именно физические нагрузки оказывают воздействие на NK-клетки.

"Известно, что естественные киллеры могут контролировать и регулировать размер опухолей, но никто не смотрел на то, как на это влияют физические упражнения, – говорит Ходжман. – В наших экспериментах мы вводили мышам адреналин, чтобы имитировать увеличение его секреции во время физических упражнений, и увидели, что после этого NK-клетки мобилизовались и направлялись к опухоли".

Учёные также работали с мышами, в организме которых не было естественных киллеров. Эксперименты показали, что при полном наборе остальных элементов иммунной системы ни бег, ни инъекции адреналина не помогали замедлить развитие злокачественных образований.

(иллюстрация Line Pedersen et al).

Кроме того, исследователи обнаружили, что связующим звеном между повышением уровня адреналина и активизацией NK-клеток является иммунная сигнальная молекула интерлейкин 6. Известно, что этот важный медиатор воспалительных процессов вырабатывается в мышечной ткани во время физических упражнений. Но теперь выяснилось, что под действием адреналина именно интерлейкин 6 направляет клетки-убийцы в очаг опухоли.

Результаты исследования, опубликованные в издании Cell, дают надежду многим пациентам и подсказывают недорогой способ, как замедлить развитие рака. Однако исследователям ещё предстоит проверить, как физические упражнения влияют на скорость появления метастазов, и работает ли аналогичный молекулярный механизм в организме человека.

Добавим, что аналогичные выводы были сделаны в отношении йоги.