Современный человек получил от неандертальцев депрессию и табакозависимость

Гены неандертальцев повлияли на многие физические черты представителей европейских популяций

(иллюстрация Michael Smeltzer, Vanderbilt University).

Влияние неандертальских генов сегодня негативное, но кто знает, каким оно было ранее?

(иллюстрация Deborah Brewington, Vanderbilt University)

Учёные-генетики попытались найти ответ на вопрос, какие последствия имели для человеческой популяции скрещивания наших предков с неандертальцами. Как оказалось, межвидовая любовь оставила в современных ДНК достаточно вредоносные следы.

В 2010 году учёные впервые заговорили о том, что человек умелый (Homo habilis) некогда скрещивался с неандертальцем (Homo neanderthalensis). Позже генетики расшифровали геном вымершего вида проточеловека и выяснили, какие гены мы унаследовали от него. Результаты нового исследования американских учёных показали, что наследие неандертальцев и по сей день влияет на наше здоровье и наш образ жизни.

Тони Капра (Tony Capra) и его коллеги из Университета Вандербильта изучили базу данных, содержащую медицинские записи и генетические данные более 28 тысяч людей европейского происхождения. Также они использовали информацию о геноме неандертальцев, чтобы выявить сегменты ДНК древнего вида в геноме каждого из современников. Затем они исследовали, с какими специфическими заболеваниями связаны конкретные участки ДНК.

Как оказалось, некоторые участки неандертальской ДНК сопряжены с небольшим, но существенным риском для здоровья: люди, несущие около 2% генома неандертальца, более склонны к развитию депрессии, а 1,4% повышают вероятность сердечного приступа. Также была обнаружена связь с некоторыми другими состояниями – например, с никотиновой зависимостью, повреждениями кожи от воздействия солнца, заболеваниями мочевыводящих путей, плохой усваиваемостью пищи и гиперкоагуляцией (повышенной свёртываемостью крови и образованием тромбов в кровеносных сосудах).

"Больше всего нас удивило то, что ДНК неандертальцев влияет на широкий спектр черт, имеющих отношение к рискам заболеваний, – комментирует Капра. – Было любопытно обнаружить эти эффекты у ныне живущих людей".

Ранее исследователи также нашли доказательства того, что архаическая ДНК принесла как хорошие, так и плохие черты в нашу иммунную систему – есть даже доказательства того, что примерно 80% популяции из Тибета, по всей видимости, получили от вымершей человеческой группы денисовцев генетическую способность жить в высокогорьях.

Однако распространённость "вредных" генов среди европейцев озадачила учёных, ведь такие участки древней ДНК должны были сохраниться из-за каких-то преимуществ (иначе в ходе эволюции они отсеялись бы за ненадобностью). Капра предполагает, что объяснением тому может служить то, что многие вредоносные эффекты проявляются лишь в возрасте после периода размножения, поэтому не влияют на способность человека передавать свои гены. Также вполне возможно, что в предыстории человеческого рода влияние этих генов было, наоборот, положительным.

"Один участок ДНК неандертальцев повышает свёртываемость крови, – говорит исследователь. – Это могло быть полезно, когда люди приспосабливались к жизни в непредсказуемых и опасных условиях и часто подвергались травмам. С повышенной свёртываемостью крови их раны быстро затягивались, а патогены реже проникали в организм. А вот в современных условиях это увеличивает риск инсульта, тромбов, тромбоэмболии лёгочной артерии или выкидыша. В свою очередь, возникновение депрессии обусловлено сложным сочетанием различных факторов, в том числе внешних, да и вряд ли это состояние присутствовало в жизни людей 50 тысяч лет тому назад. Собственно, как и табакозависимость".

Кстати, ДНК неандертальцев повлияла и на внешность современных людей: она обуславливает цвет кожи и волос, веснушки и даже склонность к появлению бородавок и мозолей.

Научная статья о наследии неандертальцев была опубликована в журнале Science.