Астрономы обнаружили сотни галактик, скрывавшихся за плоскостью Млечного Пути

Художественное изображение обнаруженного галактического кластера

(иллюстрация ICRAR).

Обнаруженные галактические скопления до сих пор оставались недоступными, потому что их свет для наблюдателя на Земле проходит через всю плоскость нашей галактики и теряется среди миллиардов звёзд

(иллюстрация ICRAR).

Художественное изображение обнаруженного галактического кластера
Наша галактика получила своё название в честь молочно-белой полосы на ночном небе. Эти миллиарды звёзд прекрасны, но долгое время они скрывали за собой целые галактические кластеры. И только теперь астрономам удалось разглядеть спрятанные скопления галактик.

Современные телескопы позволяют заглянуть в самые далёкие уголки Вселенной, и астрономы регулярно сообщают об обнаружении новой "самой далёкой и древней галактики". Но всё это время от глаз учёных скрывался галактический кластер (группа галактик), расположенный совсем недалеко от Млечного Пути, разумеется, если считать по космическим меркам.

Начнём рассказ о нынешнем открытии с предыстории: примерно сорок лет назад исследователи впервые обнаружили необычное явление, впоследствии получившее название Великий аттрактор. Неизвестный объект с огромной массой, закрытый от глаз плоскостью Млечного Пути, влиял на движение наблюдаемых с Земли галактик за счёт своей гравитации.

Теперь с помощью радиотелескопа Parkes международная команда астрономов смогла в буквальном смысле приподнять завесу тайны и рассмотреть неизученную область Вселенной сквозь звёзды и облака пыли нашей галактики. Всего в 250 миллионах световых лет от нашей планеты учёным удалось насчитать 883 галактики, треть из которых никогда не наблюдали раньше.

"Конечно, Млечный Путь очень красив, и его интересно изучать, но он полностью блокирует возможность наблюдать далёкие галактики, расположенные за ним, – рассказывает в пресс-релизе ведущий автор новой работы Листер Стейвли-Смит (Lister Staveley-Smith) из Университета Западной Австралии.

Если соседнюю Туманность Андромеды можно наблюдать даже невооружённым взглядом, далёкие галактики выглядят в поле зрения телескопа точками и до сих пор их не удавалось различить среди миллиардов звёзд, составляющих "молочную дорогу" на ночном небе.

Инновационный мультилучевой приёмник, установленный на телескопе Parkes позволил очень быстро обследовать большие участки неба.

"Мы на самом деле не понимали, что является причиной гравитационного ускорения Млечного Пути, и откуда оно исходит, – добавляет Стейвли-Смит. – Мы знаем, что в этой области есть несколько очень больших групп галактик, которые мы называем кластерами или сверхскоплениями, и вся наша галактика движется к ним со скоростью свыше двух миллионов километров в час".

Новое же исследование позволило выявить три плотных галактических скопления и два новых галактических кластера, которые могут быть причиной наблюдаемого массового движения галактик в этом направлении.

Подробные результаты исследования, в котором принимали участие учёные из Австралии, Южной Африки, США и Нидерландов, будут опубликованы в журнале Astronomical Journal.