Каменные орудия с острова Сулавеси могли изготовить флоресские "хоббиты" или денисовский человек

Доктор Геррит ван ден Берг (слева) и соавтор исследования Бо Ли с одним из каменных орудий, найденных на Сулавеси

(фото University of Wollongong).

Ископаемые орудия труда, найденные в кучах гравия при строительстве дороги на острове Сулавеси в Индонезии

(фото Erick Setiabudi).

Учёные установили возраст каменных орудий труда, найденных на индонезийском острове Сулавеси, и выяснили, что они были изготовлены задолго до появления там современных людей. Подозрения падают на несколько видов гоминид, включая таинственного денисовского человека.

Многочисленные артефакты, найденные во время археологических раскопок на индонезийском острове Сулавеси, по-настоящему озадачили учёных. Новое исследование показывает, что обнаруженные здесь каменные орудия были изготовлены 180-194 тысячи лет назад. При этом вокруг нет никаких следов, указывающих на тех, кто мог их сделать.

Первые древние орудия труда были найдены на Сулавеси ещё в 70-х годах прошлого века, но тогда обстоятельства не позволяли оценить их возраст с помощью геологических методов. В 2007 году Геррит ван ден Берг (Gerrit van den Bergh) из Воллонгонгского университета шёл по только что построенной дороге и нашёл несколько каменных изделий, которые буквально торчали из земли.

Раскопки, продолжавшиеся в разных частях острова с 2007 по 2012 год, позволили обнаружить множество новых артефактов. Но и тогда их точный возраст не был установлен из-за сложной геохимии местности.

Только теперь с помощью новейших методов оценки удалось определить, что орудия были сделаны задолго до появления в этих краях представителей Homo sapiens, которые заселили соседние острова около 50 тысяч лет назад. Это значит, что гораздо раньше по островам в южной части Тихого океана путешествовал какой-то другой вид ранних людей.

И в деле уже появились несколько подозреваемых. По мнению авторов работы, опубликованной в издании Nature, инструменты, хранящие следы заточки и шлифовки, мог сделать человек прямоходящий (Homo erectus), который появился на индонезийском архипелаге, в частности на острове Ява, почти 1,5 миллиона лет назад.

Кроме того, в 2003 году на соседнем с Сувеласи острове Флорес были найдены окаменелые останки карликового гоминида, получившего название флоресский человек или "хоббит".

Эти существа ростом около одного метра обладали небольшим мозгом, объём которого был в три раза меньше, чем у современных людей, но при этом умели изготавливать орудия труда. Учёные считают, что "хоббиты" были родственниками человека прямоходящего, которые перешли на индонезийские острова по перешейкам во время низкого уровня океана. Когда эти сухопутные мосты исчезли, и гоминиды оказались в изоляции, их рост уменьшился по принципу "островной карликовости".

Дополнительную интригу исследованию придаёт тот факт, что в ДНК современных жителей региона, а также у аборигенов Австралии обнаружен фрагмент генетического кода загадочного денисовского человека. Этот вымерший вид людей известен по крайне скудным фрагментам – трём зубам и двум фалангам пальцев, найденным в пещере на Алтае.

Впрочем, этого хватило, чтобы раскрыть его геном. По следам гибридизации денисовцев с другими видами людей, включая Homo sapiens, учёные выяснили, что они раньше всех заселили Юго-восточную Азию, и, возможно, самостоятельно преодолели линию Уоллеса – водораздел, отделяющий азиатскую и австралийскую фауны.

"Генетический обмен между предками современных австралийцев и денисовцами, вероятно, происходил где-то в Юго-Восточной Азии, – поясняет ван ден Берг. – Вполне вероятно, что создателями каменных инструментов из Сулавеси являются именно денисовцы".

Последние находки в Индонезии показывают, что древние люди были удивительно мобильны и перемещались по островам Тихого океана задолго до появления мореплавания. Возможно, их отдельных представителей смывало в море волнами цунами и им удавалось достигнуть удалённых островов, зацепившись за стволы деревьев.

"Возможно, Сулавеси, как и Флорес, оказался естественной лабораторией для человеческой эволюции в условиях изоляции", – добавляет ван ден Берг в пресс-релизе.

В любом случае раскопки в Индонезии продолжаются, и учёные надеются, что новые находки помогут пролить свет на историю современных людей и их вымерших родственников.