В африканской пустыне обнаружены останки самого большого морского крокодила

Макимозавр мог вырастать до десяти метров в длину

(иллюстрация Davide Bonadonna).

Реконструкция черепа Machimosaurus rex на основе ископаемых останков, а также сравнение его размеров с размерами человека

(иллюстрация Marco Auditore).

Макимозавр мог вырастать до десяти метров в длину

Ископаемые останки гигантского морского крокодила из когда-либо живших на Земле были обнаружены палеонтологами в пустыне Туниса. Громадный доисторический хищник при жизни мог вырастать около десяти метров в длину и весил примерно три тонны. Учёные окрестили новый вид Machimosaurus rex.

Несмотря на то, что найденные останки разбиты на фрагменты, их оказалось достаточно, чтобы определить, что рептилия возрастом в 120 миллионов лет была крупнейшим представителем вымершего рода макимозавров (Machimosaurus), которые почти всю свою жизнь проводили в море.

Окаменелости, в том числе части черепа, были обнаружены Федерико Фанти (Federico Fanti) из Университета Болоньи (Италия) и его коллегами в ходе научной работы, проводимой при поддержке Национального географического общества страны.

Учёные надеются, что в ходе дальнейших раскопок им удастся обнаружить и другие части скелета, что позволит точно определить размеры M. rex. Однако, учитывая пропорции близких родственников животного, Фанти пришёл к выводу, что вырасти он мог примерно до длины в 9,6 метра, то есть был самым большим представителем морских крокодилов.

Добавим, что самый большой пресноводный крокодил, Sarcosuchus imperator, жил 110 миллионов лет тому назад, вырастал до 12 метров и весил около восьми тонн.

Анализ зубов M. rex показал учёным, что он питался обитателями древних океанов.

M. rex были относительно короткие и закруглённые зубы, – рассказывает Фанти, – а его массивный череп помогал обеспечивать невероятную силу укуса. Скорее всего, крокодил был универсальным охотником, пожиравшим, например, рыбу, крупных морских черепах и некоторых наземных животных, подходивших слишком близко к воде. Вероятно, он таился в засаде на мелководье, поджидая свою добычу".

Однако впечатляющие размеры — не самое главное, что заинтересовало учёных. Палеонтологи давно обсуждали, насколько масштабным было массовое вымирание в конце юрского периода, 145 миллионов лет назад. Группа телеозавров, которая включает и макимозавров, как считалось, вымерла в то время, однако M. rex явно жил в более поздний меловой период. Так что, вероятно, если массовое вымирание и произошло, то оно не уничтожило виды по всей планете.

"Мы полагаем, что исчезновение животных тогда затянулось, – комментирует Фанти. – События конца юрского периода повлекли за собой глобальные последствия, а также, по всей видимости, комплекс локальных биологических кризисов, которые в настоящий момент плохо изучены".

Однако, даже если M. rex удалось тогда пережить массовое вымирание, вид в итоге всё равно исчез с лица Земли.

Описание гигантского хищника было опубликовано в журнале Cretaceous Research.