Президент пообещал поддержку Курчатовскому институту

В Арктике завершено создание уникального центра, который позволит России развивать атомную энергетику в Заполярье. О многообещающих проектах в области мирного атома речь шла на встрече Владимира Путина с директором Курчатовского института Михаилом Ковальчуком.

В Арктике завершено создание уникального центра, который позволит России развивать атомную энергетику в Заполярье. Об этом, а также о других многообещающих проектах в области мирного атома речь шла на встрече Владимира Путина с директором Курчатовского института Михаилом Ковальчуком. Сегодня же стало известно, что глава государства своим указом назначил Ковальчука президентом института.

Уникальный путь Курчатовского института — от секретной лаборатории №2 до крупнейшего национального исследовательского центра — и время ставит новые задачи. О них разговор сегодня на государственном уровне. "Прошло пять лет уже, с тех пор как мы преобразовали Курчатовский институт в НИЦ, — напоминает Владимир Путин. — Хотелось бы поговорить с Вами о том, что это дало нашему известному, заслуженному учреждению?"

"Если говорить о новых делах, то я хотел бы отметить, во-первых, совершенно новый принцип атомной энергетики, основанный на прямом преобразовании, — отвечает директор НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук. — Это фактически открывает возможности создания нового флота, дает возможность создания новых автономных атомных энергетических устройств, которые позволят обеспечить работы на шельфе".

Россия — арктическая держава: Михаил Ковальчук наглядно демонстрирует, как Курчатовский институт включился в программу уборки Арктики и занимается профильными радиоактивными отходами (уже выстроен целый комплекс по их переработке).

"Это грандиознейшее дело, — подчеркивает директор НИЦ. — За последние годы эта огромная зона была превращена в уникальный центр по утилизации обработки и хранению радиоактивных отходов. 74 блока атомных лодок выставлены как длительное хранение. Фактически в Арктике создан мощный экологический центр, который позволит нам сейчас в соответствии с Вашими решениями развивать ядерные технологии, атомную энергетику в Заполярном круге".

"Сколько человек здесь работает?" – уточняет президент.

"Я думаю, здесь будут работать, наверное, сотни людей", — отвечает Михаил Ковальчук.

Будущее мировой энергетики — за неиссякаемыми источниками энергии, и это еще одно направление работы Курчатовского института с тех самых пор, как слово токамак (тороидальная установка для магнитного удержания плазмы с целью достижения условий, необходимых для протекания управляемого термоядерного синтеза) повторили вслед за советскими учеными. Наш токамак — ветеран, служит науке ровно 40 лет, и по его принципам сейчас на юге Франции строится международный термоядерный источник. В проекте участвуют 8 стран, и Россия не просто входит в элитный научный клуб, но единственная обеспечивает установку низкотемпературными сверхпроводниками.

"Мы также являемся поставщиками технологий, — добавляет Михаил Ковальчук. — Например, скажем, в токамак, в ИТЭР, мы поставляем высокопроводящий кабель, который никто не мог сделать".

"Руководство Германии тоже придает этому большое значение, и с канцлером мы говорили, она сама физик, поэтому она этим очень интересуется", — рассказал Владимир Путин.

"Мы стали неотъемлемой частью мирового научного ландшафта, — констатировал директор Курчатовского института. — Но мы фактически одна из немногих стран — из восьми участников ИТЭР, которые не имеют национальной программы по термояду".

Курчатовский институт следует принципам своего основателя и мыслит на столетие вперед. В Гатчине развивается проект самого мощного в мире полнопоточного нейтронного реактора, в Москве работает синхротрон, и такие мегаустановки позволяют России сохранять свое неоспоримое лидерство уже в науке будущего.