Обнаружена экзопланета, изгнанная из своей системы

Планета отправилась странствовать по галактике, будучи выброшенной из "объятий" родительской звезды

(иллюстрация NASA/JPL).

Планета HD 106906 b изучалась с помощью Магеллановых телескопов в инфракрасном диапазоне. Изображение обработано таким образом, чтобы нейтрализовать свет от яркой ближайшей звезды

(фото Vanessa Bailey/University of Arizona).

Снимки космического телескопа "Хаббл" и телескопа Planet Imager Обсерватории Джимини показывают, как экзопланета переместилась к окраине своей планетной системы

(фото Paul Kalas/UC Berkeley).

Огромная экзопланета, в 11 раз превышающая по массе Юпитер, кажется, покидает свою планетную систему. Учёные подозревают, что в ранней истории нашей Солнечной системы тоже могли происходить такого рода события.

Массивная экзопланета, вращающаяся примерно в 650 раз дальше от своей звезды, чем Земля от Солнца, кажется, была изгнана к окраинам своей планетной системы.

Газовый гигант HD 106906 b по массе примерно в 11 раз превосходит Юпитер. Этот мир заинтересовал учёных с самого момента его открытия в 2013 году, главным образом своей удалённостью от родительской звезды. Ведь эта экзопланета находится от неё примерно в 16 раз дальше, чем Плутон от Солнца. Астрономы даже вначале подумали, что объект формировался как звезда, конденсируясь из своего собственного облака газа и пыли.

Однако последнее исследование показало, что прошлое у планеты было ещё более интересным. HD 106906 b, по всей видимости, была изгнана из области своего формирования, находящейся рядом с родительской звездой, на задворки системы.

Возможно, это произошло под воздействием гравитации пока незамеченной массивной планеты или ближайшей звезды. Обычно именно этот процесс астрономы называют виновником того, что Вселенную бороздят миллиарды миров-изгоев.

Существование подобной миграции также доказывает недавно обнаруженный пояс комет, вращающийся вокруг светила HD 106906 b подобно Поясу Койпера. Кометный пояс этой звезды ориентирован в одном направлении, что и вызывает подозрения, что им руководят те же гравитационные силы, которые привели к изгнанию HD 106906 b.

Теперь астрономы пытаются отследить пылевой материал, возможно, захваченный экзопланетой из кометного диска звезды.

"Мы считаем, что сама планета могла захватить материал из кометного пояса, а также что она наверняка может быть окружена облаком или кольцами пыли, – комментирует астроном Пол Калас (Paul Kalas) из Калифорнийского университета в Беркли. – В настоящее время мы нашли предварительные свидетельства пылевого облака, но пока это ещё не окончательные выводы".

Материнская звезда планеты, HD 106906, похожа на Солнце, однако её возраст – всего около 13 миллионов лет (нашей звезде, напомним, уже 4,6 миллиарда лет). Она располагается примерно в 300 световых годах от Земли в созвездии Южный Крест.

Учёные полагают, что нечто подобное происходило и в нашей Солнечной системе на ранней стадии её развития: вполне возможно, что тогда она потеряла планету или даже две. Вероятно, в результате хаоса малые тела покинули систему, а Уран и Нептун, возможно, поменялись местами.