Биологи изучили моллюска, смотрящего на мир тысячей каменных глаз

Представитель вида Acanthopleura granulata, обитающий в приливной зоне тропических вод Западной Атлантики

(фото James St. John/CC BY 2.0).

Исследователи описали необычного представителя класса панцирных моллюсков, который создаёт из своей оболочки тысячи глаз.

Небольшой морской моллюск вида Acanthopleura granulata, обитающий в приливной зоне тропических вод Западной Атлантики и являющийся представителем класса панцирных моллюсков или хитонов, проживает свою жизнь, защищаясь от мира жёсткой оболочкой-бронёй. Подобно рыцарю, смотрящему вокруг из-под забрала, существо видит окружающую действительность, не покидая своей крепости, с помощью сотни крошечных и жёстких как камень глаз, встроенных в панцирную оболочку.

Хрусталик каждого глаза толщиной может сравниться разве что с листом бумаги (он достигает лишь одной десятой миллиметра) и состоит не из белков, а из минерала арагонита.

В 2011 году учёные обнаружили, что глаза таких существ работают примерно так же, как у человека. Минеральные линзы фокусируют свет на сетчатке животных, где он считывается фоторецепторами. Это базовая конструкция глазной камеры, с той лишь разницей, что хрусталик сделан из материала, похожего на камень.

Доктор Лин Ли (Ling Li) из Гарварда вместе со своими коллегами изучил строение глаз хитонов при помощи рентгеновского излучения. Затем исследователи извлекли хрусталики из панциря и поместили их под микроскоп, который должен был выступить в качестве дополнительного хрусталика для фокусировки на изображении хищной рыбы.

Как оказалось, у минеральных хрусталиков достаточно хорошее разрешение, но каждый глаз настолько мал, что задействует лишь около сотни клеток сетчатки.

Каждая ячейка сетчатки действует как пиксель на экране компьютера, так что моллюски видят чрезвычайно неровное и нечёткое изображение с помощью своих глаз. Однако для хитона и этого вполне достаточно.

"Когда эти животные видят приближение хищника, они всё равно не могут просто убежать, – объясняет Ли. – Их стратегия самообороны заключается лишь в том, что они с силой вжимаются в камень, так что хищнику непросто их сбить".

Благодаря такому количеству глаз, моллюски могут обозревать территорию вокруг себя на расстояние до двух метров и отслеживать потенциальную угрозу. Даже если один глаз был повреждён в результате нападения хищника, остаётся ещё много других, которые могут выполнять свою работу дальше.

Материаловеды с удовольствием взяли бы на вооружение материал, который может "видеть" и защищать одновременно.

Подробное описание "каменного" зрения было опубликовано журналом Science.

В настоящее время учёные пока ещё не совсем понимают, как именно хитоны собирают визуальную информацию и как она обрабатывается в их маленьком мозге – ганглии. Поэтому исследования моллюсков будут продолжены.