Сладости и выпивка обнаружены на комете Лавджоя

Комета Лавджоя в представлении художника

(иллюстрация NASA).

Изображение кометы C/2014 Q2 (Лавджоя), снятое 12 февраля 2015 года астрономом-любителем Фабрисом Ноелем

(фото Fabrice Noel, France).

(фото Nicolas Biver).

Комета Лавджоя в представлении художника
30-метровый телескоп IRAM в горах Сьерра-Невада, Испания
Международная группа астрономов обнаружила, что комета Лавджоя выпускает в пространство большое количество этилового спирта и сахаров. Открытие подтверждает гипотезу, согласно которой кометы могут быть источником сложных органических молекул, необходимых для зарождения жизни.

Новые наблюдения международной команды астрономов показали: комета C/2011 W3 Лавджоя выпускает в пространство большое количество спирта, а также сахаров. Это открытие впервые показало, что на кометах также может присутствовать этиловый спирт (составляющее алкогольных напитков). Также полученные выводы становятся очередным доказательством того, что кометы могут быть источником сложных органических молекул, необходимых для зарождения жизни.

"Мы обнаружили, что во время пика активности комета Лавджоя выпускает столько спирта, что хватило бы по крайней мере на 500 бутылок вина, – комментирует Николя Бивер (Nicolas Biver) из Парижской обсерватории. – Мы обнаружили в газах кометы 21 различную органическую молекулу, в том числе этиловый спирт и гликольальдегид, простой сахар".

Кометы – это своего рода жители древней ещё только формирующейся Солнечной системы. Учёные заинтересовались ими, так как в таких небесных телах сохраняются относительно нетронутые компоненты начала времён. Скорее всего, они могут рассказать, как Солнечная система развивалась.

Большинство комет "обитают" в холодных зонах, удалённых от Солнца. Однако время от времени гравитационное возмущение приближает их к светилу, отчего кометы нагреваются и испускают газы, позволяя учёным определить их состав.

Комета Лавджоя была одной из самых ярких и активных комет. В конце января 2015 года она необычайно приблизилась к Солнцу, и учёные смогли изучить атмосферу вокруг неё. Они наблюдали микроволновое излучение с помощью 30-метрового радиотелескопа IRAM в горах Сьерра-Невада (Испания).

(фото Nicolas Biver).

Солнечный свет заряжает энергией молекулы в атмосфере кометы, заставляя их светиться в определённом диапазоне микроволновых лучей. Каждый вид молекул светится в определённых частотах, что позволило команде идентифицировать их с помощью детектора телескопа.

Современное оборудование способно анализировать широкий диапазон частот одновременно, что позволяет исследователям определять типы и количество различных молекул в кометах даже несмотря на относительно короткий период наблюдения.

Добавим, что некоторые учёные считают, что именно кометы доставили на древнюю Землю запас органических молекул, которые затем стали основой жизни. Открытие сложных органических молекул на комете Лавджоя и других кометах подтверждает данную гипотезу.

"Наши результаты, безусловно, подтверждают, что комета обладает очень сложным химическим составом, – говорит соавтор исследования Стефани Милам (Stefanie Milam) из Центра космических полётов Годдарда, США. – 3,8 миллиарда лет тому назад, во время поздней тяжёлой бомбардировки, когда многие кометы и астероиды врезались в Землю, возникли наши первые океаны. Не жизнь в её нынешнем понимании, а необходимые для этого простые молекулы: вода, окись углерода и азот, то есть сложные системы на молекулярном уровне. Мы видим молекулы с несколькими атомами углерода, видим, как начинают формироваться сахара и другие органические молекулы, такие как строительные белки аминокислот, строительные блоки ДНК".

(фото Fabrice Noel, France).

Как известно, в июле представители европейского космического агентства объявили, что спускаемый зонд "Филы" и аппарат "Розетта" обнаружили вокруг кометы Чурюмова-Герасименко 16 органических соединений. По данным учёных, некоторые из этих соединений играют ключевые роли в создании аминокислот, нуклеиновых кислот и сахаров из простых молекул-"строительных блоков".

Теперь исследователи хотят понять происхождение обнаруженных органических веществ. В данный момент существует две гипотезы. Согласно первой, кометная органика возникла из первичного межзвёздного молекулярного облака. Однако есть вероятность, что её источник – протопланетный диск вокруг молодого Солнца.

Научная статья группы Бивера была опубликована в журнале Science Advances.