NASA огласило "самое важное научное открытие по Марсу"

Сезонные полосы на поверхности Марса некоторые исследователи связывают с потоками жидкой воды.

(иллюстрация NASA/JPL/University of Arizona).

Учёные называют такие тёмные полосы recurring slope lineae. Здесь показаны полосы кратера Гарни на Марсе. Длина каждой полосы порядка нескольких сотен метров. Теперь учёные считают, что они сформированы водой

(фото NASA/JPL/University of Arizona).

Специалисты НАСА сегодня заявили, что "загадка Марса решена". Учёные по данным зонда MRO вычислили, что на Красной планете в наши дни периодически течёт вода.

Специалисты НАСА сегодня заявили, что "загадка Марса решена". Учёные, опираясь на данные, собранные зондом Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) вычислили, что на Красной планете в наши дни периодически течёт вода. Аппарат, обращающийся вокруг планеты по орбите, предоставил самые убедительные на сегодняшний день тому доказательства.

Исследователи с помощью спектрометра MRO обнаружили подписи гидратированных (то есть с присоединёнными молекулами воды) минералов на склонах, где до этого были найдены странные, похожие на высохшие потоки полосы.

Как выяснили специалисты NASA, сразу в нескольких регионах Марса эти тёмные полоски становятся светлее и темнее по мере смены сезонов. Они становятся темнее и кажется, что по склонам стекает вода, когда температура выше минус 23 градусов по Цельсию, и пропадают, когда становится холоднее.

"Наши поиски на Марсе были связаны с поиском именно воды, так как благодаря ей можно найти жизнь во Вселенной. Теперь у нас есть убедительные научные факты, которые подтверждают то, о чём мы подозревали ранее, — комментирует открытие Джон Грансфелд (John Grunsfeld), руководитель научных программ NASA. – Это значительное достижение, так как оно подтверждает, что вода, пусть и содержащая соли, течёт по поверхности современного Марса".

Полосы, известные как recurring slope lineae, часто описывались учёными как имеющие отношение к воде.

Обнаружение гидратированных солей на склонах указывает на то, какое отношение полосы имеют к потокам воды. Гидратированные соли снижают температуру замерзания солёной жидкости, так же как соль на дорогах зимой мешает образованию наледи. Учёные полагают, что эти потоки проходят близко под поверхностью, некоторое количество жидкости просачивается на поверхность, из-за чего и появляются тёмные полосы.

"Мы обнаружили, что гидратированные соли присутствуют только тогда, когда появляются эти сезонные особенности. Это указывает на то, что тёмные полосы или процесс, в ходе которого они образуются, вызывают гидратацию. В любом случае детектирование гидратированных солей на этих склонах означает, что вода играет ключевую роль в появлении этих полос", — объясняет Луджендра Оджха (Lujendra Ojha), ведущий автор исследования из Технологического института Джорджии.

(фото NASA/JPL/University of Arizona).

Оджха в 2010 году, тогда ещё обучаясь в Университете Аризоны, первым обнаружил эти структуры на снимках, сделанных инструментом HiRISE аппарата MRO. Позднее камера HiRISE позволила выявить десятки такого рода объектов на поверхности Красной планеты.

В своей новой работе Оджха сопоставил данные HiRISE и минеральных карт Марса, составленных при помощи спектрометра CRISM орбитального зонда.

Как уже было сказано выше, спектрометр "видел" гидратированные соли на поверхности только тогда, когда полосы становились темнее и шире. Когда же исследователи изучали те же области в период сужения полос, то не находили подписи гидратированных минералов в спектре.

Оджха и его коллеги выяснили, что они фиксируют прежде всего наличие перхлората магния, хлората магния и перхлората натрия. При этом ранее химики показали, что перхлораты не дают жидкости замерзать даже при температуре минус 70 градусов по Цельсию.

Добавим, что перхлораты и ранее находили на Марсе при помощи марсоходов. Однако теперь впервые их обнаружили в гидратированной форме, с орбиты и в других регионах Красной планеты.

Открытие подробно описано в статье журнала Nature Geoscience.