Ротоногие устраивают ритуальные бои и считают очки

Ротоногие обладают мощными передними конечностями, похожими на дубины

(фото Nazir Amin).

Морские ракообразные из отряда ротоногих обладают очень мощными конечностями, похожими на дубины. В ходе новой работы учёные выяснили, что эти животные устраивают между собой спарринги, состязаясь, но не до смерти, причём решающей оказывается отнюдь не сила удара.

Морские ракообразные из отряда ротоногих обладают очень мощными конечностями, похожими на дубины. Это "оружие" помогает животным в борьбе за ресурсы и территорию с представителями других видов. Оно поистине смертоносно: известны случаи, когда ротоногие разрубали аквариумное стекло своими конечностями, ударив по нему всего один раз.

Морские биологи из Университета Дьюка в Дареме заметили, что представители этого отряда зачастую устраивают между собой "дружеский спарринг": животные дерутся друг с другом, но не доводят дело до убийства своих сородичей. Об этом наблюдении исследователи рассказали в статье, опубликованной в журнале Biology Letters.

Команда исследователей в рамках эксперимента устроила бой между ротоногими вида Neogonodactylus bredini. Учёные заметили, что ракообразные выставляют перед собой хвостовую пластину и используют её во время боя как щит. Также выяснилось, что победителями далеко не всегда становились те ротоногие, у которых удар был сильнее.

В 30 из 34 наблюдаемых случаев победителем становился тот самец, который нанёс большее число ударов. Это даёт основание полагать, что животные каким-то образом "считают очки".

"Скорость нанесения ударов у этих животных сравнима со скоростью полёта пули. Они способны легко раскрошить панцирь крабу или вскрыть раковину улитке", — рассказывает ведущий автор исследования Патрик Грин (Patrick Green).

Учёные предполагают, что подобные "ритуальные" бои между представителями одного отряда могут быть своеобразной формой коммуникации и самовыражения. Подобная тактика ведения боя — быстрые удары и защита при помощи хвостовой пластины — были замечены у некоторых видов и ранее, однако только сейчас биологи поняли, как определяется победитель.

"Мы по-новому сумели посмотреть на то, как поведение животных сказывается на результате состязаний", — поясняет Грин в пресс-релизе.

Грин и его коллеги также пояснили, что результаты их исследования могут быть применены и к оценке ритуальных спаррингов у крупных млекопитающих: слоны и олени, к примеру, также используют несмертельные приёмы нанесения ударов при помощи рогов или бивней для того, чтобы оценить своего конкурента.

Примечательно, что ритуальные драки у ротоногих трудно назвать честными: в бой иногда вступают неравные по размеру противники, животные с травмами или на стадии линьки. Слабое место врага мгновенно идентифицируются и оборачиваются против него.