Археологи обнаружили вероятные останки Джоконды

Археологи на раскопках в монастыре Святой Урсулы

(фото Giorgio Gruppioni).

"Мона Лиза" может быть и мужским, и женским, и даже автопортретом
Археологи на раскопках в монастыре Святой Урсулы
Итальянские исследователи обнаружили фрагменты костей, возможно, принадлежавшие Лизе Джоконде, увековеченной на портрете да Винчи. Археологи пытаются разгадать тайну знаменитой флорентийки и подтвердить принадлежность останков.

Итальянские археологи обнаружили фрагменты костей, возможно, принадлежавшие Лизе Джоконде, увековеченной на портрете да Винчи. Археологи пытаются разгадать тайну знаменитой флорентийки вот уже много лет.

Известно, что Лиза Герардини (Lisa Gherardini), запечатлённая на холсте Леонардо да Винчи, была реальным человеком. Однако многочисленные поиски её останков долгое время не давали результатов. Учёные обнаружили во Флоренции бедренную кость, но в ней не осталось образцов ДНК, и поэтому рассказать подробнее об останках, к сожалению, не получится.

Лиза, вероятно, родилась в 1479 году и вышла замуж за торговца шелками Франческо дель Джокондо (Francesco del Giocondo). Тот заказал великому живописцу портрет своей жены. Работа была выполнена в 1503 году.

Последние годы своей жизни Герардини, уже будучи вдовой, провела в монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Там она и двое её детей служили монахами. В монастыре же Лиза и умерла — её жизненный путь завершился в 1542 году.

Исследователи начали эксгумировать скелеты с кладбища в монастыре Святой Урсулы в 2011 году. По словам руководителя раскопок Джорджо Группиони (Giorgio Gruppioni) из Университета Болоньи, для того чтобы отыскать кости Джоконды, исследователям пришлось проверить десятки могил.

Из восьми хорошо сохранившихся скелетов, обнаруженных на кладбище, ни один не мог принадлежать Лизе Герардини — радиоуглеродный анализ показал, что все они были слишком старыми. Ещё четыре скелета были обнаружены в братской могиле, которая использовалась вплоть до 1545 года. Там исследователи и обнаружили кость, возраст которой совпадал с возрастом Герардини.

В пользу того, что археологи обнаружили именно кости Джоконды, говорит и тот факт, что в исторических записях нет упоминания о других мирянах, похороненных на кладбище в монастыре Святой Урсулы за этот период. Впрочем, информация относительно самой Герардини далеко неполная, утверждает ведущий автор исследования, историк и искусствовед Сильвано Винчети (Silvano Vinceti).

Установить личность Джоконды можно было бы, сравнив её останки с останками её мужа и детей. Но когда археологи попытались вскрыть склеп, где, вероятнее всего, лежала семья, он оказался настолько влажным, что скелеты были безнадёжно испорчены. Они буквально рассыпались в прах в руках учёных.

"Мы не нашли ничего достойного внимания, кроме нескольких зубов, однако большинство современных методик не позволяют анализировать ДНК на основе подобных образцов. Но, я надеюсь, что передовые технологии помогут пролить свет на личности этих останков", — говорит Группиони.

Если же принадлежность останков модели Леонардо да Винчи доказать не удастся, другие версии, объясняющие, кто улыбается с портрета, станут гораздо более правдоподобными. Так, многие историки искусства считают, что Мону Лизу художник писал с мужчины, а возможно, и с самого себя.