Древний гигантский вирус пробудят от вечной мерзлоты Сибири

Визуализация частиц молливируса

(фото 2015 PNAS, doi: 10.1073/pnas.1510795112).

Франко-российская группа исследователей обнаружила в пробах грунта, взятых на северо-востоке Сибири, древний гигантский вирус, которых находился в замороженном состоянии на протяжение 30 тысяч лет. Теперь его решили "разбудить".

Учёные заявили, что они будут реанимировать 30-тысячелетний гигантский вирус, найденный в вечной мерзлоте на северо-востоке Сибири. Вирус получил название Mollivirus sibericum. Это четвёртый тип доисторических вирусов, обнаруженных с 2003 года, и второй для франко-русской команды авторов нового исследования.

Чтобы вирус был квалифицирован как гигантский, его размеры должны превышать половину микрометра. Длина обнаруженного в вечной мерзлоте Сибири вируса составила 0,6 микрометра.

Прежде, чем пробуждать M. sibericum, исследователям предстоит проверить, не вызовет ли он болезней у животных или человека. Они предупреждают, что климатические изменения могут активизировать различные опасные микроскопические патогенные организмы. В настоящее время потепление в Арктике и субарктических регионах протекает в 2 раза быстрее, нежели среднее потепление по всему миру, так что сохранность вечной мерзлоты находится под угрозой.

"Нескольких вирусных частиц, которые всё ещё способны инфицировать, может быть достаточно, чтобы возродить потенциально патогенные вирусы", — рассказывает один из ведущих авторов исследования Жан-Мишель Клавери (Jean-Michel Claverie), сотрудник лаборатории Французского Национального исследовательского центра.

Регионы, в которых были обнаружены гигантские вирусы, интересны для промышленности из-за своих минеральных ресурсов (в особенности нефти) и, скорее всего, будут широко использоваться и исследоваться в случае, если лёд там растает.

"Без должной осторожности после индустриализации этих областей мы рискуем однажды проснуться и обнаружить, что те вирусы, которые считались навсегда уничтоженными человечеством, такие, как оспа, снова существуют и поражают нас", — добавил Клавери.

В безопасных лабораторных условиях Клавери и его коллеги будут пытаться вновь возродить вирус, поместив его рядом с одноклеточной амёбой, которая послужит в качестве принимающего организма. Ранее в 2013 году та же команда обнаружила один гигантский вирус, который получил название Pithovirus sibericum. Он также был найден в сибирской вечной мерзлоте. Команда в конце концов "воскресила" его в чашке Петри.

Опыт возрождения канувших в лету вирусов у науки уже имеется. В 2004 году американские учёные возродили вирус испанского гриппа, убившего десятки миллионов человек в начале XX века: исследователи прибыли на Аляску, чтобы взять замороженные ткани лёгких у женщины, захороненной в вечной мерзлоте.

В отличие от большинства вирусов, циркулирующих сегодня в мире, к общему удивлению учёных, эти древние образцы, датируемые последним ледниковым максимумом, не просто больше своих современных "сородичей", но и гораздо сложнее их генетически. M. sibericum несёт в себе более 500 генов, в то время как другой род вирусов, Pandoravirus имеет целых 2500. Современный вирус группы А, к примеру, имеет всего восемь генов.

Научная статья была опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.