Недостаток сна повышает риск заболеть простудой

Вероятность подхватить простуду под воздействием вируса при различной длительности сна

(иллюстрация Prather et al., 2015/перевод Вести.Наука).

Наступает сезон простуд. Учёные предлагают простой способ защиты от инфекций и в очередной раз подтверждают пользу ночного отдыха для здоровья. Они установили, что недостаток сна связан с увеличением риска развития простудных заболеваний.

Учёные давно отождествляют длительный сон с хорошим здоровьем. Теперь они в очередной раз подтвердили это, выявив связь между ночным отдыхом и простудными заболеваниями.

В 2009 году Шэлдон Коэн (Sheldon Cohen) из Университета Карнеги-Меллона впервые выдвинул предположение, согласно которому недостаток сна приводит к повышению риска развития простудных заболеваний.

Коэн провёл годы, изучая психологические факторы, способствующие болезням: для того чтобы прийти к своим первоначальным выводам, он просил респондентов самостоятельно оценивать продолжительность и качество своего сна, а потом подвергал их воздействию вируса.

Лаборатория Коэна славится тем, что проводит относительно безопасные эксперименты с использованием вирусов, вызывающих простуду. Задача исследователей выяснить, как различные факторы влияют на способность организма бороться с болезнью.

Теперь Коэн объединился с профессором психологии Робертом Доэрти (Robert E. Doherty) и исследователями из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Медицинского центра при Питтсбургском университете, чтобы подтвердить свои выводы.

В ходе нового исследования учёные использовали объективные измерения времени сна, чтобы показать: люди, которые спят меньше шести часов в сутки, имеют в 4 раза больше шансов заболеть простудой, нежели те, что спит больше семи часов.

"Наше исследование в очередной раз подчеркнуло, насколько важен сон для здоровья, – комментирует соавтор исследования Арик Пратер (Aric Prather). – Подобные последствия уже гораздо серьёзнее, чем просто чувство усталости и раздражительность. Недосыпание влияет на физическое состояние".

В эксперименте приняли участие 164 взрослых человека. В течение двух месяцев учёные снимали у них показатели здоровья, опрашивали для установления базовых факторов (стресс, темперамент, употребление алкоголя, курение). Затем исследователи отслеживали их сон в течение недели – для объективных показателей добровольцы носили специальные датчики, замеряющие продолжительность и качество сна в течение всей ночи.

Затем участники были изолированы в комнате и им был введён вирус простуды с помощью назальных капель. Их состояние контролировалось в течение недели: учёные ежедневно собирали образцы слизи, чтобы проверить их на наличие вируса.

Оказалось, что испытуемые, которые спали менее шести часов за ночь, были в 4,2 раза более подвержены риску развития простуды, нежели те, что спал семь часов и более (те, кто спал меньше пяти часов – в 4,5 раза).

"Продолжительность сна оказалась важнейшим из всех факторов, – рассказывает Пратер. – Возраст, уровни стресса, расовая принадлежность, образованность, доход, пристрастия к никотину — все эти факторы не имели решающего значения".

Пратер подчеркнул, что проведённый его коллегами эксперимент был основан на нормальном поведении субъектов и не требовал искусственного лишения испытуемых сна. Многие добровольцы жили в естественном для себя ритме.

Также исследователи подчеркнули, что их результаты ещё раз доказывают: продолжительный сон следует рассматривать в качестве одного из важнейших компонентов здорового образа жизни, как, например, диету и физические упражнения.

Однако учёные понимают, что при нынешнем бешеном ритме жизни современных людей очень непросто будет убедить тратить больше времени именно на сон.

Научная статья Пратера и коллег была опубликована журналом Sleep.

Напомним, что ранее учёные уже выяснили, что недосып может привести к образованию злокачественных опухолей, лишнему весу, потере клеток мозга и различным другим неприятным последствиям