Найден способ вылечить катаракту с помощью глазных капель

Катаракта в глазу человека

(фото Rakesh Ahuja/Wikimedia Commons).

Международная команда исследователей обнаружила, что капли на основе вещества ланостерола всего за несколько дней удаляют замутнение хрусталика у кроликов и собак. Возможно, вскоре новый препарат позволит лечить катаракту без операции.

Миллионы людей во всем мире страдают катарактой — помутнением хрусталика глаза, которое вызывает различные нарушения зрения вплоть до полной слепоты. На сегодняшний день единственным эффективным способом лечения заболевания является удаление хрусталика с помощью скальпеля или лазера и замена его на искусственную линзу. Новое исследование китайских и американских ученых дает надежду, что в скором времени сложную операцию заменит флакон с глазными каплями.

Известно, что замутнение глаз происходит вследствие денатурации белков кристаллинов, которые обычно поддерживают форму и прозрачность хрусталика. Но долгое время оставалось не ясным, что вызывает начало этого процесса. Результаты нескольких предыдущих работ намекнули, что возникновение катаракты может быть связано с молекулами стероида — ланостерола. И вот, наконец, исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Университета Сунь Ятсена совершили настоящий прорыв в этом направлении.

Как сообщается в статье, опубликованной в издании Nature, международная группа молекулярных биологов нашла у двух детей с генетически унаследованной формой катаракты одну и ту же мутацию, которая нарушила производство ланостерола в организме. У родителей пациентов такая мутация отсутствовала. В итоге их организм вырабатывал стероид на нормальном уровне, и замутнения хрусталика не наблюдалось.

Чтобы проверить, как именно вещество помогает предотвратить болезнь, ученые провели три отдельных эксперимента. Сначала они обработали ланостеролом клетки хрусталика человека, в которых лабораторным путём была смоделирована катаракта, и обнаружили, что препарат значительно снизил замутнение.

Затем те же капли были протестированы на больных кроликах. В результате процедур, продолжавшихся всего шесть суток, одиннадцать из тринадцати животных либо полностью излечились от катаракты, либо заболевание перешло из тяжелой формы в легкую.

Чтобы окончательно удостовериться в эффективности лекарства, команда устроила курс терапии семи собакам, страдающим замутнением хрусталика. И снова белковый сгусток, мешающий нормальному зрению, быстро растворился.

Несмотря на то, что улучшения во всех экспериментах были видны невооруженным взглядом, ученые до сих пор не выяснили, как именно вещество удаляет разрушенный белок.

Хотя исследование находится на самой ранней стадии, авторы надеются, что им удалось найти способ победить катаракту, и в скором времени капли на основе ланостерола восстановят зрение миллионам людей.